- «Древнее латинское слово sacramentum, в раннехристианском обиходе примененное к церковным таинствам (греч. (μυστηρια), по своему исходному смыслу означает солдатскую присягу (sacramentum militiae - уже у Цицерона).
- Настоящее состояние бытия - священная война, «меч и разделение» во всем «видимом и невидимом» космосе, и человек участвует в этой войне как «верный» или «неверный» воин (militia Christi).
- При своем возникновении христианство было крайне далеко от того, чтобы быть феодальной идеологией; но религией личной верности и «дружинной», «воинской» службы Богу оно было всегда.
Эта его сторона была очень живо воспринята в эпоху становления феодализма. Древнесаксонский эпос «Гелианд» прочувствованно описывает Христа как раздающего дары конунга («the rikeo Krist»), апостолов - как верных дружинников («treuhatta man»). Иуду - как воина-изменника («the treulogo»); ключевые слова - верный (treuhaft) и вероломный (treulogo, treulos).
В Армянской истории воинское служение Богу проходит красной нитью, пронизывая все слои народа: от крестьян до князей и Царя, это можно проследить например в призыве князя Манвела Мамиконяна к своим наследникам:
...Смело умирайте за благочестивую страну, ибо это и есть смерть за Бога, за его церкви и за верующих, за прирожденных государей этой страны - за Аршакуни...
Источник: журнал Анив