Гроза немецких подлодок: британский Short Sunderland

Jun 01, 2019 12:03

Продолжаю обзор Музея королевских ВВС в Лондоне (RAF Museum London). В этой записи я хочу более подробно рассказать об одном замечательном экспонате - британском гидросамолёте Short Sunderland.

Этот самолёт, созданный британской компанией Short Brothers, был одним из самых больших и одновременно массовых образцов летающих лодок Второй мировой войны. Его разработка началась в первой половине 1930-х годов, а первый полет прототипа состоялся осенью 1937 г.

1. Летающая лодка Short Sunderland в Музее королевских ВВС:



Этот самолёт прежде всего примечателен своим вкладом в победу над германским подводным флотом во Второй мировой войне. Впрочем, об этом я расскажу чуть позже, а сперва мы коротко пробежимся по истории создания Short Sunderland.


После начала работ по созданию пассажирской летающей лодкой Short S.23 британское Министерство авиации (Air Ministry), отвечающее за развитие королевских ВВС, пришло к выводу, что им не помешала бы и военная версия этого самолёта. Адаптация проекта привела в итоге к тому, что на 42 построенных гражданских самолёта Short S.23 Empire, включая модификации S.30 и S.33 (выпускались в 1937-40 гг.) пришлись аж 721 военных Short S.25 Sunderland (выпускались в 1937-45 гг.).

2. Пассажирская летающая лодка Short S.23 Empire (VH-ABF) в качестве прообраза военного Short Sunderland:


Источник этого и последующих ч/б фото: wikipedia.org

Основные ТТХ Short S.23 Empire

  • Масса пустого самолёта: 10 659 кг
  • Максимальная взлётная масса: 18 370 кг
  • Полезная нагрузка: 24 пассажира или до 1 500 кг. груза (письма и посылки)
  • Моторы: 4х Bristol Pegasus XC мощностью 920 л.с.
  • Максимальная скорость: 322 км/ч
  • Практическая дальность: 1200 км

От гражданского прототипа герой нашего рассказа Short S.25 Sunderland унаследовал двухпалубную окнструкцию и высокий уровень комфорта для экипажа: на летающей лодке были предусмотрены туалет, камбуз и спальные места.

3. Кухня на летающей лодке Short S.25 Sunderland:



4. Места для отдыха экипажа:



Теперь оценим основные ТТХ Short S.25 Sunderland (для версии Mk V):

Основные ТТХ Short S.25 Sunderland

  • Масса пустого самолёта: 16 770 кг
  • Максимальная взлётная масса: 29 545 кг
  • Стрелково-пушечное вооружение: от 8 до 16 7,7 мм мм пулемётов, 2х 12,7 мм пулемёта
  • Боевая нагрузка: авиабомбы, глубинные бомбы, мины суммарной массой до 2250 кг
  • Моторы: 4х Pratt & Whitney R-1830-90B Twin Wasp мощностью 1.200 л.с.
  • Максимальная скорость: 343 км/ч
  • Практическая дальность: 3150 км

Хорошо заметно, что в результате "адаптации" проекта (и его развития от версии Mk 1 до Mk V) самолёт успел значительно "подрасти".

4. Short S.25 Sunderland канадских ВВС:



5. Вернёмся к нашему экземпляру, выставленному в Музее королевских ВВС в Лондоне:



6. Его носовая оконечность:



7. Нос в профиль:



8. Корма:



9. Несмотря на нанесённые опознавательные знаки ВВС Новой Зеландии (британского доминиона в те годы), конкретно этот экземпляр служил в британских королевских ВВС и, уже после Второй мировой войны, в ВВС Франции:



Этот самолёт был выпущен в 1945 г. под заводским номером ML 824.

10. Соответствующая информационная табличка:



11. Схема, наглядно показывающая его устройство:



12. Подвеска противолодочных бомб на специальной выдвижной консоли:



Для гидросамолёта сброс бомб - весьма непростое дело, так как его корпус должен сохранять водонепроницаемость. В данном случае британские инженеры нашли вполне приемлемое решение.

13. Подвеска бомб внутри фюзеляжа:



Приведу ещё несколько старых фото, показывающих этот самолёт во всей его красе.

14. Short Sunderland Mk I из состава 210-й эскадрильи королевских ВВС эскортирует войсковые транспорты, идущие в Англию из Канады в 1940 г.:



15. Заправка в море:



16. Бортстрелки на своих рабочих местах:



17. В кабине пилотов:



18. За обеденным столом:



В завершение обзора этого самолёта я хочу, как и обещал в начале статьи, сказать пару слов о его роли во Второй мировой войне. Этот самолёт изначально задумывался как патрульный и противолодочный. Англичане неплохо усвоили уроки Первой мировой войны, в ходе которой блокада британских островов немецкими подводными лодками потавила их страну на грань выживания.

В 1939 г., с началом Второй мировой, история с блокадой повторилась - но поражение немцев в подводной войне наступило ещё до полного истощения их сил. Весной 1943 г. в "Битве за Атлантику" наступил коренной перелом - с этого времени немцы уже больше не могли наносить союзным конвоям значительный урон, оставаясь, в свою очередь, безнаказанными. Этот перелом был достигнут, содной стороны, постепенным количественным наращиванием сил и средств противолодочной обороны союзников (в основном, американцев и англичан).

С другой стороны, развитие теории операций и радиотехники позволило организовать противолодочную борьбу так, что шансов у немецких подводных сил практически не осталось. Какое отношение это всё имеет к летающим лодкам Short S.25 Sunderland? Самое прямое. Оснащение этих лодок поисковым радаром и ночным прожектором привело к тому, что немецкие подводные лодки не могли больше совершенно "расслабленно" заряжать свои аккумуляторные батареи ночью (а днём уж и подавно) и совершать ночные переходы в новые позиционные районы.

В свою очередь наличие сильного вооружения позволяло летающим лодкам не просто засекать позиции немецких подлодок и передавать их координаты на ближайшие корабли противолодочной обороны (ПЛО), но и самим атаковать.

19. Уничтожение немецкой подлодки U 106 двумя "Сандерлендами":



Любопытно, что в самом начале Второй мировой войны немецкие учёные сделали вывод о практической невозможности изготовления компактного радара в сантиметровом диапазоне волн - что повлияло на всю программу строительства и проектирования немецких подводных лодок.

После появления однозначных признаков наличия таких радаров не только на небольших кораблях (эсминцах, фрегатах и корветах) противника, но даже и на его самолётах, командование немецкого ВМФ пришло в шоковое состояние. Все массово изготавливаемые немцами подлодки (прежде всего VII-й и IX-й серий) разом оказались бесполезными в подводной войне из-за потери самого главного их качеста - скрытности.

20. Уничтожение немецкой подлодки U 625 канадским "Сандерлендом":



21. U 426 гибнет под огнём британского "Сандерленда":



Всего самолёты Short S.25 Sunderland самостоятельно потопили 26 немецких подводных лодок. Но эффект от их применения был значительно большим - ведь сам факт обнаружения лишал подводников скрытности и, как правило, заставлял их отказаться от атаки конвоя и вынуждал спешно уходить под воду. А на место обнаружения вражеской подлодки оперативно наводились свои корабли, завершающие, как правило - через весьма короткое время - недолгую жизнь вражеской подлодки и её экипажа. Часто "Сандерленды" оставались в районе обнаружения подлодки многие часы, дожидаясь её очередного всплытия.

Спасибо за внимание, продолжение рассказа об этом музее и его экспонатах следует.
Как-нибудь я расскажу и о другой легендарной летающей лодке Второй мировой - об американском самолёте-амфибии Consolidated PBY „Catalina“, который с не меньшим успехом боролся с немецкими подлодками.

Этот пост сделан на основе заметки Гроза немецких подлодок: британский Short Sunderland на Яндекс.Дзен. Другие записи в моём канале на Яндекс.Дзен:







#авиационный музей, #авиация, #short sunderland, лондон, авиация, #лондон, short sunderland, #англия, авиационный музей, англия, #raf, военный музей, raf, #военный музей

Previous post Next post
Up