Крейсер "Белфаст" в Лондоне - часть 1

Nov 30, 2018 15:56

Пришла очередь продолжить рассказ о лондонских военных музеях. После серии статей об Имперском военном музее я хочу рассказать о другом достойном объекте - крейсере "Белфаст", установленном на условно-вечную стоянку около Тауэрского моста в городе беглых олигархов и журналистов столице Великобритании Лондоне.

Этот крейсер - ветеран второй мировой войны, он участвовал, среди прочего, в бою, в котором был потоплен немецкий линкор "Шарнхорст", в операциях по прикрытию высадки союзников в Нормандии, а так же в охране Арктических конвоев из портов Исландии и британских островов в СССР. Стоит заметить, что эти конвои доставили в СССР около половины всей помощи по ленд-лизу.

1. Крейсер "Белфаст" на вечной стоянке перед Тауэрским мостом в Лондоне:





Разумеется, мне "повезло" с погодой в тот день. Привычный для местного населения дождь зарядил с самого утра. Делать снимки пришлось с рядом ухищрений - что бы не замочить камеру и объектив. Но, думаю, мне всё-же удалось сделать несколько приличных кадров этого музейного корабля.

Вход на музейный корабль осуществляется по специальному трапу, в начале которого расположена билетная касса и, по совместительству, сувенирная лавка с небольшим ресторанчиком.

2. Хорошо заметна разница между приливами и отливами на Темзе. Вода в реке предельно мутная. Снаружи музейного павильона охлаждаются бочёнки с пивом:



3. Покупаю билет в кассе и поднимаюсь по трапу на борт крейсера. Показываю билет специально обученному контролёру. При желании можно взять аудиогид, в том числе и на русском языке:



4. На случай непогоды (которая в Лондоне, как мы знаем, случается довольно часто), на юте - это кормовая часть верхней палубы - растянут тент. Сразу около входа стоит экран, на котором прокручиваются кадры кинохроники, на которых запечатлён крейсер "Белфаст":



5. Осматриваюсь на палубе:



6. На другом берегу Темзы виднеется знаменитый лондонский Тауэр, побывавший и крепостью, и дворцом, и хранилищем драгоценностей, арсеналом, монетным двором и даже тюрьмой:



7. Виден трап, ведущий наверх, к последней кормовой башне главного калибра:



8. Герб корабля и основные этапы его боевой деятельности:



Заметно, что в эти этапы (проводка Арктических конвоев и бой с "Шарнхорстом" в 1943 г., обстрелы немецкий береговых укреплений в Нормандии в 1944 г. и участие в Корейской войне в на стороне сил ООН в 1950-1952 гг.) не включён достаточно обидный подрыв на донной мине в ноябре 1939 г.

21 ноября 1939 г. крейсер "Белфаст" выходил с места своей стоянки в заливе Ферт-оф-Форт (восточное побережье Шотландии) для проведения учебных стрельб, когда под его килем сработала немецкая авиационная донная мина. Следует заметить, что крейсеру ещё повезло, так как в результате подрыва на мине подводная часть корпуса была сильно деформирована, но не разрушена. По-сути, большая часть ударной волны пришлась на киль, который в итоге заметно прогнулся и лопнул. Ремонт корабля в итоге оказался делом совсем непростым, и занял почти три года.

9. Повреждения подводной части корпуса крейсера "Белфаст" в результате подрыва на немецкой донной мине:


Источник фото: архив Имперского военного музея (Imperial War Museum)

Кроме ремонта общивки и собственно киля была обновлена радарная техника. Так, после ремонта вся артиллерия крейсера была оборудована радарным целеуазанием.
В бою с "Шарнхорстом" возможность британских кораблей "видеть" врага и вести огонь при отсутствии визуального конакта сыграла решающую роль в уничтожении немецкого линкора вечером 26 декабря 1943 г. (собственная радарная установка на "Шарнхорсте" была уничтожена прямым попаданием в самом начале первой фазы боя, ещё утром).
В итоге продолжительного боя с превосходящими силами британского флота (один линкор, 4 крейсера и 8 эсминцев), потерявший ход "Шарнхорст" был добит торпедами. В последней атаке четыре эсминца выпустили по нему 19 торпед. А ведь в начале этого дня "Шарнхорст" серьёзно расчитывал поживиться судами союзного конвоя, проходившего недалеко от Нордкапа...
Как я уже говорил, крейсер "Белфаст" сыграл в этом бою важную роль, поддерживая контакт с "Шарнхорст" и периодически ведя по нему огонь, управляемый по показаниям радара.

10. Корабельный колокол:



11. Табличка "Последний свидетель". Что это значит?



12. Это значит, что наши "родные" олигархи скинулись на ремонт этого безусловно достойного, но, всё-же, иностранного корабля-музея:



Думаю, что очень многим военным музеям в России пригодилась бы подобная помощь.

13. Информационый стенд, рядом стоит сотрудник музея, пытающийся что-то объяснить своему коллеге:



Познакомимся с крейсером "Белфаст" поближе. HMS Belfast (C35) - это британский лёгкий крейсер типа "Таун" (подтип "Эдинбург") довоенной постройки, один из 10 крейсеров этого типа. Четыре из них были потоплены противником в ходе Второй мировой, но остальные шесть более-менее успешно прошли её и служили ещё до конца 1950-х гг, после чего были потихоньку разобраны на металл.

Крейсеру "Белфаст" при этом опять повезло - его сохранением заинтересовались музейщики, которым удалось предотвратить разборку корабля и создать специальный фонд для его ремонта. С 1971 г. крейсер "Белфаст" становится кораблём-музеем, а с 1978 г. - филиалом Имперского военного музея.

14. 152-мм орудия главного калибра установлены в четырёх трёхорудийных башенных установках, по две в носу и в корме:



По английской морской традиции носовые башни обозначаются буквами А (первая), В (вторая) и т.д., а кормовые - X (предпоследняя), Y (последняя).

15. Башни главного калибра открыты для свободного доступа:



16. Подходим к трапу, ведущему к кормовой 152-мм башне "Y". На специальном табло отсчитывается время до запуска очередных посетителей. На осмотр башни выделяют по пять минут, но никто, разумеется, не станет прогонять слегка задержавшегося посетителя:



17. Заходим в башню, отодвинув матерчатый полог:



18. Внутри башни создана "рабочая атмосфера" - всё словно в дымке от пороховых газов, скрытно расположенные динамики передают лязгающие звуки затворов и досылателей:



19. Специальные светильники подсвечивают отдельные элементы внутреннего оборудования:



20. В какой-то момент раздаётся "выстрел", башня реально дёргается, всё вокруг грохочет, хорошо замаскированный дискотечный генератор тумана запускает в башню очередную партию пара:



21. В общем, посещение кормовой башни главного калибра - это настоящее шоу, народ реально пугается при "выстреле", некоторые посетители вылетают из башни словно ошпаренные:



Зенитная артиллерия крейсера до второй модернизации во второй половине 1950-х гг. была представлена восемью спаренными 40-мм автоматическими пушками QF 2-pounder Mark VIII (из-за характерного звучания выстрелов им придумали прозвище "пом-пом"). Стоит заметить, что британские пом-помы заметно уступали по своей эффективности аналогичным 40-мм зенитным автоматам шведской фирмы "Бофорс", которые, например, активно устанавливались на американские боевые корабли того времени (в США было налажено их лицензионное производство).

22. После второй модернизации зенитные автоматы стали выглядеть вот так:



23. 8 спаренных "пом-помов" были заменены на 6 спаренных "Бофорсов" (Mk V 40mm Bofors):



24. При этом управление зенитным огнём после ремонта и первой модернизации в 1939-42 гг. уже осуществлялось по показаниям радаров:



25. Спаренный зенитный 40-мм автомат "Бофорс" (Mk V 40mm Bofors):



26. Универсальная артиллерия крейсера была изначально представлена шестью, а после второй моденизации в 1950-х гг. - четырмя спаренными 102-мм арт. установками (QF 4 inch Mk XVI):



В зависимости от ситуации, универсальные орудия могли выступать в качестве зенитной артиллерии, использоваться для борьбы с малобронированными морскими целями или для подавления узлов береговой обороны противника. Например, поддерживая высадку союзников в Нормандии в первые недели после начала операции, 102-мм орудия крейсера успели подавить несколько немецких опорных пунктов - пока линия фронта в Нормандии не отодвинулась от берега на расстояние, превышающее дальность стрельбы его артиллерии.

27.



Любопытная история связала крейсер с именем британского премьер-министра Черчилля. За несколько дней до начала высадки в Нормандии Черчилль захотел лично понаблюдать за происходящим, для чего попросил приготовить для него каюту на крейсере "Белфаст". Узнав о таком намерении, адмирал Каннингем (Первый морской лорд) и генерал Эйзенхауэр (руководитель англо-американских сил при высадке войск в Нормандии) попытались его отговорить, но были отправлены... заниматься своими делами дальше. К счастью для капитана "Белфаста" и его команды, ситуацию спасло вмешательство английского короля, чьё мнение Черчиль решил учесть. В итоге, ничто не помешало крейсеру спокойно и без оглядки на высшие чины империи выполнить свои задачи по подавлению вражеских батарей.

28.



29. Ветераны:



Посмотрим, что ещё интересного имеется на палубе крейсера.

30. Основная надстройка:



31. Визир:



32. Вид с ходового мостика на нос корабля:



33. Антенное хозяйство:



Как я уже упоминал, крейсер "Белфаст" успел поучаствовать в Корейской войне на стороне сил ООН. В школе на уроках истории (и прочих политинформациях) мне говорили, что в той войне "плохие" напали на "хороших". Потом оказалось, что нет, это всё-же "хорошие" (по прежней классификации) сами напали на "плохих". Но, в итоге, никто так и не смог победить.

34. Крейсер "Белфаст" поддерживает своей артиллерией силы ООН на корейском побережье. За пару лет своего участия в Корейской войне крейсер выпустил больше снарядов, чем за всю Вторую мировую войну:


Источник фото: архив Имперского военного музея (Imperial War Museum)

35. Станция управления артиллерийским огнём:



36. Здесь сигнальщики хранили свои сигнальные флаги:



37. Сигнальный прожектор:



38. Вид на верхнюю палубу в сторону кормы:



39.



40.



41.



42.



43.



Продолжение рассказа об этом корабле музее следует.

Как обычно, немного полезной информации об этом интересном музее:

Официальное название:
HMS Belfast

Адрес:
HMS Belfast
The Queen's Walk
London
SE1 2JH

Как добраться:
Сперва до Лондона, а там по местной подземке до ст. London Bridge или Tower Hill, дальше минут 10 пешком.

Контакты:
Тел.: +44 20 7416 5000
На оф. сайте есть контактная форма для запросов.

Расписание работы:
Ежедневно с 10:00 до 17:00 кроме Рождества.

Сколько стоит:
В отличие от большинства лондонских музеев, где вход бесплатный, за посещение этого корабля-музея придётся раскошелиться. Билет для взрослого обойдётся в 17 фунтов, детям от 5-ти до 15-ти лет делается скидка в 50%, более молодым карапузам от 0 до 4-х лет вход бесплатный. Есть небольшие скидки при покупке билетов на сайте, а так же для семей и групп.

Дополнительная информация:
Официальный сайт корабля-музея
Статья в Википедии

Этот пост сделан на основе заметки Корабль-музей Крейсер "Белфаст" на Яндекс.Дзен. Последние записи в моём канале на Яндекс.Дзен:










#корабли, лондон, #лондон, англия, #англия, военный музей, корабли, #hms belfast, hms belfast, #военный музей

Previous post Next post
Up