Музей-подводная лодка U-434 (Б-515) в Гамбурге (U-434 U-Bootmuseum Hamburg)

Jun 30, 2015 15:21

Побывав недавно в Гамбурге, я не мог не осмотреть эту музейную подлодку. Тем более, что она-то и являлась одной из основных "целей" нашего броска на северо-запад Германии. Настоящее её название: Б-515, это бывшая советская (а потом и российская) дизель-электрическая подводная лодка проекта 641Б "Сом". Наши "партнёры" из НАТО обозначили этот тип ПЛ как "Tango". Подлодки этого проекта считались переходными от второго поколения ДПЛ к третьему, имея силовую установку, идентичную проекту 641, но обладая при этом более совершенным электронным и гидроакустическим оборудованием с высокой степенью автоматизации соответствующих процессов.
1.


Всего за период с 1973 г. по 1982 г. было построено и сдано для ВМФ СССР 18 ПЛ этого типа. Изготовителем выступал ССЗ «Красное Сормово» в г. Горьком, а сам проект был разработан в ленинградском ЦКБ МТ "Рубин". После достройки ПЛ переводили по внутренним рекам и каналам к их постоянному месту службы.

И так, начнём экскурсию по этому весьма интересному объекту, которому западная печать до сих пор приписывает выполнение самых загадочных секретных миссий.
2. Перед ПЛ расположена билетная касса и сувенирный магазин. Есть место для парковки. На заднем фоне видны доки знаменитой конторы Blohm+Voss:

3. Как и у большинства других виденных мной музейных ПЛ, у U-434 тоже есть отдельные вход и выход. Заходим...


4. ...и сразу попадаем в носовой торпедный отсек:


5. Подводная лодка была оснащена 6 торпедными аппаратами, причём все они были размещены в носовом отсеке. Стандартный боезапас: 24 торпеды или 44 мины. Хорошо видны оставшиеся механизмы системы быстрого заряжания торпед:


6. Внутренний объём носового отсека внушает уважение. Вид со стороны второго отсека. Люк в соседний отсек находится почти под подволком, на уровне "третьего этажа" этой ПЛ:


7. Люк для аварийного покидания ПЛ:


8. Переходим во второй отсек - аккумуляторный и жилой. Это вид на коридор третьего (жилого) "этажа". Под ним на двух этажах расположены, в основном, аккумуляторные батареи:
:

9. Кают-компания. Обратите внимание на фото справа в центре, со статуей Свободы - оно действительно сделано через перископ?


На ПЛ проекта 641Б впервые (для дизельных ПЛ) была установлена современная для того времени БИУС (боевая информационно-управляющая система). Были предприняты попытки снизить шумность ПЛ (внешний корпус был покрыт специальным противогидролокационным покрытием, нанесены звукоизолирующие покрытия на фундаменты основных механизмов и т.п.). Условия обитаемости экипажа ПЛ достигли зарубежного уровня 1950-х годов, весь личный состав имел своё постоянное спальное место. При этом, офицеры и старшины размещались в каютах.

10. Офицерские удобства:


11. Немного техники:


12. Каюта для совсем больных:


13. Обитателю этой каюты полагался свой "карантинный" гальюн:


14.


15. Затем мы спускаемся на один "этаж" (вернее, палубу) вниз:


16.


17.


18. Покидаем второй отсек:


19. Попадаем в третий отсек - отсек центрального поста. Вид в корму:


20. Вид  в нос (откуда мы пришли):


21. Основное оборудование центрально поста находится над нами, но нас туда не пустили. Смотрим на то, что есть (т.н. "агрегатные выгородки"):


22.


23.


24. Переходим в четвёртый - жилой и аккумуляторный отсек. На его "втором этаже" расположена столовая для старшин:


25. Поднимаемся на один этаж выше. Тут уже расположены каюты старшин:


26. Радиомастерская. Сейчас она больше похожа на уголок старьёвщика::


27. А вот и самое важное место на любом корабле (после гальюна, само собой), а именно - камбуз:


28. Идём дальше по коридору:


29. В принципе, довольно приличное размещение:


30. Здесь жил особист (шутка, на самом деле здесь работал шифровальщик):


31. А тут можно было посмотреть, как поживают аккумуляторы:


В четвёртом отсеке также было расположено вспомогательное оборудование и общесудовые системы (трюмные насосы, насосы системы гидравлики, различные преобразователи и кондиционеры).

32. Переходим в пятый, дизельный отсек:


33. Пост управления дизелями расположен в специальной выгородке с отдельной дверью:


34. На заднем плане виден проход в "машинный зал":


35. А вот и сами дизели. Всего их три штуки, все - с турбонаддувом, мощностью по 1900 л.с. Тип: 2Д42:


36. Вспомогательные механизмы и приборы:


37. Дизель поближе:


38. Покидаем пятый отсек:


39. Вид назад, на дизельный отсек:


40. Теперь мы находимся в предпоследнем, шестом отсеке этой ПЛ - электромоторном. Крышка люка:


41. Щиты управления двумя бортовыми электромашинами (2 х 1350 л.с. типа ПГ101) и одной средней (1 х 2700 л.с. типа ПГ102):


42. Коридор между электрощитами в электромашинном отсеке:


43.


44. Рабочие места "электриков":


45. Вид на щит управления электромотором по правому борту:


46. Щит управления средним электромотором:


47. Третий (!!!) гальюн на корабле. Роскошь же:


48. Крантики с забортной (солёной) и пресной водой:


49. Теперь переходим в последний, седьмой (кормовой) отсек:


50. Система рулевой гидравлики:


Под настилом расположен электродвигатель бесшумного хода мощностью 140 л.с.
51. Какая-то секретная установка:


52. Что-то, похожее на баллон с газом (с редуктором наверху) Пенообразователь для системы пожаротушения ВПЛ (воздушно-пенная лодочная):


53. Матрос устал и лёг поспать. Внизу баллон с воздухом высокого давления (ВВД):


54. Другой матрос бодр. Зачем (а главное - как?) в отсек был затащен один из трёх винтов, история умалчивает:


55. Ещё один аварийный люк (всего их три, они расположены в 1, 3 и 7 отсеках):


Интересная особенность немецких морских музеев и музейных ПЛ - это звуковое оформление соответствующих экспозиций. Например, на U-434 в дизельном отсеке довольно шумно проигрываются звуки работы реального дизеля и т.д.

56. Ну всё, всплываем выходим на поверхность:



57. Спасательный буй на корме (второй такой же расположен в носовой части ПЛ):


58. Вид на нос:


59. Интересные штуки, расположены симметрично по бортам ближе к корме. Выхлопом дизеля это быть не может, ибо он (вывод выхлопа) расположен вместе с устройством РДП в рубке. Что же это такое? (Уже подсказали, что это всё же выхлоп).


60. Недалеко от ПЛ U-434 расположено другое интересное музейное судно - грузо-пасажирский "Cap San Diego", но на него у нас уже не хватило времени:


61. А теперь немного истории. Так выглядели ПЛ проекта 641Б в далёкие 80-е годы (на снимке Б-498 из состава ЧФ):


Источник фото

62. Общий чертёж ПЛ проекта 641Б (кликабельно):



Источник фото

63. Экипаж Б-515 в 1984 г. (со всеми офицерами, но, тем не менее, не полный - на фото отсутствуют примерно 25 матросов и старшин):


Источник фото

64. Логичный вопрос: а как же Б-515, в итоге, попала в Гамбург? Ответ на этот хитрый вопрос дан в небольшой книжке, которую я купил в сувенирном магазинчике при ПЛ:



Согласно этой книженции, мысль о покупке русской ПЛ возникла у двух немцев-предпринимателей после просмотра новостей в августе 2000 г. из района Баренцева моря. Тогда там "утонула" (со слов одного известного чиновника) одна из наших АПЛ, и помощь к морякам, оставшимся в живых после взрыва, "немного" не успела. В итоге, немцы захотели сделать памятник морякам-подводникам и представить его в качестве музея, куда любой может зайти и представить себе, как оно вообще - жить и работать в таком железном гробу. Ну, и денег заработать тоже - я так думаю.

Попав сперва на жуликов, которые хотели продать то, что им, на самом деле, не принадлежало, немцы, при помощи "посредников" вышли на Рособоронэкспорт. Изучив авторскую концепцию и потребовав кучу справок, наши чиновники, в итоге, согласились на сделку. ПЛ проекта 641Б была оценена 1,25 млн. евро. Затем компания немцев поехала в Полярный и выбрала себе там ПЛ по вкусу - а именно Б-515, которая последнюю свою боевую службу провела в далёком 1995 г. и с тех пор находилась в резерве СФ (до апреля 2002 г.).

65. Встреча немецких друзей (в центре: Иоахим Вагнер и Кристиан Ангреманн) по прибытии на Кольский полуостров:



После заключения договора и перевода денег ПЛ была отправлена в Североморск на "демилитаризацию", где с неё было снято всё секретное оборудование и вооружение. Затем, наш буксир дотащил её до Гельголанда (остров в Северном море) и передал свою ношу немецким буксирам. Дальше - дело техники. ПЛ поставили в док, наварили 2 "колпака" - для входа и выхода посетителей, адаптировали бортовую сеть под гражданские 230 VAC, подкрасили немного и поставили на место. Потом ещё один раз переставили - туда, где U-434 и стоит с 2010 г. по сей день. А впервые ПЛ была открыта для посетителей уже в октябре 2002 г. За первые 12 месяцев её посетили 120 тыс. человек, что позволило практически "вернуть" её стоимость новым владельцам.

Интересно, что когда ПЛ прибыла в Гамбург, её посетили (и обыскали от трюма до перископа) сначала таможенники, а затем и сотрудники немецких спецслужб. Последние забрали с собой особо интересные детальки, пробы материалов и различных жидкостей.

66. Последний капитан конечно же командир Б-515 - Гарматенко Анатолий Иванович - оказывал немецким партнёрам всевозможное содействие, спасибо ему за это:



67. Любопытный факт: на данный момент существуют ещё две музейные подлодки этого типа. Б-396 установлена в Москве, а Б-307 - в Тольятти. Так, например, выглядит ПЛ Б-396 проекта 641Б в Москве на Химкинском водохранилище, в Музее ВМФ (парк "Северное Тушино"):


Источник фото

68. А вот так выглядит ПЛ Б-307 в Тольятти, в техническом музее АвтоВАЗа. Согласитесь, что это немного психоделическое зрелище - ПЛ, стоящая на лужайке и выпускающая торпеду:


Источник фото

В завершение, немного полезной информации о музее:

Официальное название:
U-434 U-Bootmuseum Hamburg

Адрес:
U-Bootmuseum Hamburg GmbH
St. Pauli Fischmarkt 10
D-20359 Hamburg

Как добраться:
Мы ехали на машине из Берлина, это около 3-х часов по автобанам с паузой на кофе. По причине обилия злачных мест в центре Гамбурга, я строго рекомендую запарковать машину в надёжном месте и дальше путешествовать городским транспортом. До нужного места ходят электрички и метро (остановка Reeperbahn, дальше около 10 минут пешком до набережной Эльбы - St. Pauli Fischmarkt).

Контакты:
Телефон:  +49 40 32004934
Факс: +49 40 32527209

Расписание работы:
Ежедневно без выходных, с понедельника по субботу: с 9:00 до 20:00, в воскресенье: с 11:00 до 20:00.

Сколько стоит: взрослый билет: 9 евро. Школьникам, студентам и их детям: 6 евро. Прочим пенсионерам: 7 евро.
Для традиционной семьи (2+2) билет будет стоить со скидкой всего 22 евро.
За фотосъёмку попросят ещё 1 евро. Но лично нас забыли попросить, что могу лишь отметить как дополнительный плюс этому музею.

Важно: нас не пустили в центральный пост, потому что мы зажали заплатить по 4 евро за т.н. "экскурсию". С другой стороны, это не помешало нам (чуть позже) к этой "экскурсии" присоединиться, просто присев в столовой нижних чинов и подождав, пока небольшая толпа богатеньких буратин нагонит нас. Экскурсия нас ничем не удивила, о рабочей температуре +70 °С в машинном отделении мы и так догадывались, а про красный уголок с балалайками и про ручных медведей в торпедном отсеке и так уже знает каждый пионер. Сэкономленную валюту мы потом, кстати, с пользой спустили на Репербане, но вот оригинальных фоток из центрального поста у меня пока нет.

Дополнительная информация:
Официальный сайт ПЛ U-434 (к сожалению, только на нем. яз.).
Там же - вид с веб-камеры на ПЛ в реальном времени.
Фоторепортаж Андрея Прокофьева о ПЛ Б-515 в 1984 г.
Статья о ПЛ Б-515 в Википедии.
Там же - статья о ПЛ проекта 641Б.
Статья о ПЛ проекта 641Б на сайте deepstorm.ru
Там же - "краткая биография" ПЛ Б-515.

подводные лодки, б-515, проект 641Б, #u-434, #б-515, #гамбург, военный музей, #проект 641Б, #германия, гамбург, #подводные лодки, #военный музей, u-434, германия

Previous post Next post
Up