Первая, весьма скромная, попытка изучить украинские Су-27 была автором осуществлена в начале далекого 2014, в статье
Военно-Воздушные силы Украины - 2014, Су-27 С тех пор прошло много лет и произошло много событий, настало время обновить эту тему. Правда, в первой части коснусь лишь истории до начала российско-украинской войны 2022 года.
Не слишком многочисленные украинские Су-27 оказались одним из наиболее востребованных боевых самолетов, доставшихся Украине при распаде Советского Союза. Всего Украине отошло примерно 74 самолета Су-27 разных модификаций, в том числе 43 истребителя Су-27С, 14 перехватчиков Су-27П, 14 учебно-боевых Су-27УБ, 3 прототипа использовавшиеся по программе палубного истребителя - Т-10-3 и Т-10-10, а также Т-10К-7 (прототип Су-33).
Полный комплект Су-27 был на вооружении 831-го ИАП в Миргороде - 36 Су-27С и 4 Су-27УБ (в основном 11-15 заводские серии с небольшим ресурсом двигателя и самолета, произведенные в 1985-1986 годах).
В крымском 62-м ИАП в Бельбеке было 11 перехватчиков Су-27П (практически новые машины 35-й серии 1991 года производства с большим ресурсом как двигателей, так и планера), а также 3 свеженьких "спарки" Су-27УБ.
Там же, в Крыму, в Новофедоровке, базировался флотский 100-й корабельный ИАП, занимавшийся подготовкой пилотов для первого полноценного советского авианосца. У моряков имелось 7 Су-27С производства 1986-87 годов (14-я, 19-я и 21-я серия), 2 новых Су-27П (31-я серия 1990 года производства) и целых 7 Су-27УБ, почти все были 1990-91 года выпуска.
На аэродроме в Кировском в интересах программы палубных самолетов работали 3 уже упомянутых прототипа Т-10, плюс имелся еще один Су-27С. Кроме того, в Васильковском ВАТУ имелись один Су-27С и Су-27УБ, потерпевшие аварии еще при Союзе и переданные в качестве наземных пособий.
Су-27 имел значительную ценность для новых украинских ВВС - большая дальность, мощная РЛС, значительный общий ресурс самолета, тем более, что некоторые самолеты достались практически новыми. Ко всему прочему "спарки" Су-27УБ обладают полными возможностями боевых машин.
Тем не менее, общее количество Су-27 на Украине постепенно снижалось. Так как Украина не собиралась иметь авианосцы, избавились от прототипов работавших по программе палубных истребителей - Китай купил Т-10К-7 (Су-33). Старый Т-10-3 производства 1979 года утилизировали на Украине, но при этом переднюю часть самолета отрезали и тоже продали в Китай. Третий прототип - Т-10-10 вначале был пособием в Киевском ВВАУЛ, а потом переехал в авиамузей в Луганске.
Читать дальше