Храм Святого великомученика Георгия Победоносца в хуторе Карповском уникальный памятник архитектуры и инженерного искусства.
Сто лет прошло с той поры, как под руководством талантливых итальянских инженеров на земле Цимлы были возведены по самой современной по тому времени технологии, которая, кстати, применяется и сегодня, литые мост через речку Кумшак (см. часть1) и Свято-Георгиевский храм в хуторе Карповском.
Он - единственный из 27 храмов Цимлянского района, уцелевший во время богоборчества.
Его строительство было начато весной 1914 года. Строился «всем миром», руководили строительством итальянские мастера, которые применили редкую в то время железобетонную конструкцию.
Почти за полгода храм был построен и 9 декабря 1914 года (на осеннего Георгия) освящён. По словам старожилов, храм был красиво расписан. Службы велись каждый день, пели на два клироса. Прихожан было много, особенно - в дни престольных праздников 3 мая и 9 декабря (по н.с.). Люди приезжали из всех хуторов, жили целую неделю. Проводились ярмарки с качелями и каруселями. В 30-х годах храм закрыли атеисты, ценности вывезли.
«И эта святыня, «родственница» Бушевского моста, прошла немало невзгод, но смогла устоять благодаря своим прихожанам, которые, рискуя своими жизнями, спасли храм от окончательного разрушения, сняли и спрятали главный почти полутонный колокол»
«Столетний разрушающийся храм с уникальными стенами, сводами и куполами, часть из которых уже валяется на земле, открыт всем ветрам и прохожим. У его входа плачет раненой птицей и бьётся о стены святыни случайно забежавший со двора ветер. Со скорбью глядят на хутор и нас, равнодушных людей, отверстые глазницы узких окон.»
В 1942-1943 годах в хуторе стояли оккупанты-румыны, они открыли храм, с ними был православный священник, который служил службы, крестил хуторских детей.
Когда Красная Армия освобождала хутор, был взорван алтарь и расстрелян священник. Его похоронили жители хутора возле правого клироса. Впоследствии храм много лет использовали как зернохранилище; роспись содрали, замазали, побелили. Окна и двери были убраны.
На стене рядом с арочным проёмом видны следы от пуль - это место расстрела в январе 1943 года красноармейцами у стены храма румынского священника.
В 1995 году приход храма св. апостолов Петра и Павла (г.Волгодонск) во главе с иереем Александром Колдоркиным начал восстанавливать храм. Полностью восстановили алтарь и с помощью Фирсова Виктора Александровича, занимавшего в то время пост директора Волгодонского комбината древесных плит, был куплен и привезён сруб деревянного храма, который временно вмонтировали в железобетонный каркас, чтобы можно было вести богослужения.
«В одном из помещений полуразрушенного Свято-Георгиевского храма, который ждет своего возрождения, по определенным дням творится молитва. И приходят, и приезжают сюда верующие не только из хутора Карповского. И эта святыня дореволюционной эпохи связывает духовно наших хуторян с их далекими предками. Век этот храм прошагал скорбной дорогой разрушений и надругательств. И все-таки выстоял»
Хозяйка храма - староста попечительского Совета Нина Андреевна Квитницкая угощала нас хлебом, который пекут сами прихожане.
Фотолюбители фотосообщества "Линия взгляда" в этой поезде встретились с писателями Цимлянского района и с прихожанами хутора Карповский.
Слева на фотоснимке краевед и писатель из станицы Новоцимлянской Алексей Константинов.
Справа на фотоснимке писатель, журналист Николай Сивашов, автор многих книг о Цимле. Автор книги «РАЗГАДАННЫЕ ТАЙНЫ ЦИМЛЫ» из которой здесь и приведены некоторые тексты.
Хутор Карповский - маленькая капелька Цимлы, где в оставшихся, покосившихся домиках проживают более 100 человек, в основном преклонного возраста.
Вид на храм со стороны реки Россошь
Широка и полноводна река Россошь
«…эту уникальную природную красоту дополняет на ровной хуторской поляне оригинальный, с уникальными стенами, потолочными сводами и куполами храм-ветеран Георгия-Победоносца. С весны у его подножья зацветает великолепный зеленотравный ковер. А когда-то и сам храм отличался гармоничностью, величием, гордостью. Здесь творилась молитва. И люди удовлетворяли в святыне свои духовные нужды. И каждое богослужение действовало на человека не только звонами колоколов, горением свеч, сладкозвучным чтением писаний, кадильным фимиамом. Уже зайдя в храм, люди чувствовали трепет перед Богом от убранства иконостаса и старинных икон. А молитва призывала человеческое сердце к любви, добру, миру и согласию внутри себя»
28 мая 2017 год