Два "золотых поезда"

Jan 25, 2020 23:39


Осенью 1944 года командование вооружёнными силами гитлеровской Германии решило переместить на свою территорию значительную часть национального богатства Венгрии. Около 700 тысяч тонн грузов были отправлены на запад.
23 января 1945 года, в связи с победным наступлением Красной Армии, профашистское правительство Салаши, пришедшее к власти в октябре 1944 года, распорядилось об эвакуации золотого запаса Национального банка Венгрии и отправило с железнодорожной станции Фертёбоз так называемый «золотой поезд» - состав с 30 тоннами золотого запаса Венгрии, большим валютным резервом, метрическими платиновыми слитками, ценными банковскими бумагами, музейными раритетами.




Когда «золотой поезд» прибыл в местечко Шпиталь-ам-Пирн рядом с Зальцбургом, там уже находились союзнические войска США, наложившие арест на весь груз. Бóльшая часть золотого запаса была возвращена Венгрии в 1946 и 1947 году. Некоторые музейные экспонаты были безвозвратно утеряны.

Однако был ещё один «золотой поезд» - это состав исключительно с ценностями, конфискованными у венгерских граждан еврейского происхождения, многие из которых к тому времени уже стали жертвами венгерского Холокоста.

19 марта 1944 года в результате операции «Маргарете» Венгрия была оккупирована немецкими войсками. На должность премьер-министра и министра иностранных дел Венгрии был назначен венгерский генерал Дёме Стояи, который стал проводить откровенно прогерманскую политику.
В середине апреля 1944 года вышел приказ 1600/1944 М.Е. «О регистрации и аресте еврейской собственности», в результате чего бóльшая часть движимого и недвижимого имущества евреев была конфискована.

В местечке Обаня под Зирцем поезд поставили на стоянку, куда в течение трёх месяцев из разных концов страны прибывали новые партии груза - незаконно присвоенные ценности граждан еврейской национальности. В декабре и январе 1945 года груз частями перевезли в расположенное рядом с австрийской границей местечко Бреннбергбаня. Там состав стоял до марта, последняя часть груза прибыла в конце марта из города Сомбатхей.К тому времени, как «золотой поезд» прибыл в местечко Шпиталь-ам-Пирн рядом с Зальцбургом, там уже находились союзнические войска США, наложившие арест на все ценности. Бóльшая часть золотого запаса была возвращена Венгрии в 1946 и 1947 гг. Некоторые музейные ценности были безвозвратно утеряны.

Однако был ещё один «золотой поезд» - это состав исключительно с ценностями, конфискованными у венгерских граждан еврейского происхождения (zsidó aranyvonat).

По приказу Гитлера от 12 марта 1944 года, с целью предотвратить выход Венгрии из войны на стороне Германии, была проведена Операция «Маргарете» - оккупация Венгрии немецкими войсками. На должность премьер-министра и министра иностранных дел Венгрии был назначен венгерский генерал Дёме Стояи. Регент Миклош Хорти надеялся, что Стояи, как профессиональный военный, а не политик, будет меньше поддаваться германскому влиянию, однако Стояи во главе правительства стал проводить откровенно прогерманскую политику. Он легализовал основанную Ференцем Салаши национал-социалистическую «Партию скрещённых стрел», направил дополнительные венгерские войска на Восточный фронт, распустил профсоюзы, отправил в тюрьму политических оппонентов, начал преследование левых политиков и активистов. В своих действиях Стояи не считался с авторитетом регента Хорти и проводил массовые преследования евреев.

В середине апреля 1944 года вышел приказ 1600/1944 М.Е. «О регистрации и аресте еврейской собственности» (1600/1944 M. E. sz. rendelet a zsidók vagyonának bejelentése és zár alá vétele tárgyában), в результате чего бóльшая часть движимого и недвижимого имущества евреев была конфискована. Еще до прихода к власти Салаши и его профашистской партии в октябре 1944 года правительством Стояи было принято решение собрать легко перемещаемые наиболее ценные еврейские активы и отправить их на запад. Конфискованные ценности некоторое время хранились в аукционном зале Почтового сберегательного банка на улице Лоняи в Будапеште. 14 октября «еврейский золотой поезд» отправили в город Зирц. К тому времени многие владельцы конфискованных ценностей уже стали жертвами венгерского Холокоста.



Правительство Салаши не хотело упустить такое огромное количество ценностей, поэтому на должность комиссара по делам евреев и начальником поезда был назначен руководитель одного из отделов Министерства внутренних дел, убеждённый антисемит и симпатизант «Партии скрещённых стрел», бывший полковник жандармерии и глава округа Фейер, Арпад Толди.
В местечке Обаня под Зирцем поезд поставили на стоянку, куда в течение трёх месяцев из разных концов страны прибывали новые партии ценного груза - незаконно присвоенные ценности безвинно преследуемых граждан еврейской национальности. В декабре и январе 1945 года ценный груз частями перевезли в расположенное рядом с австрийской границей местечко Бреннбергбаня. Там состав стоял до марта, последняя часть груза прибыла в конце марта из города Сомбатхей.

Начальник поезда Арпад Толди приказал своим военным отдельно погрузить золото и серебро. Подчинённые скрупулёзно записывали и регистрировали все предметы, однако впоследствии Толди приказал уничтожить значительную часть описи. Нет описи - нет владельцев, к чему церемониться с евреями! В поезд погрузили 2 металлические кассеты с золотыми монетами, 105 ящиков с золотыми предметами и украшениями, драгоценными камнями и натуральным жемчугом, 1560 ящиков с серебряными предметами, три тысячи венгерских и персидских ковров, около десяти тысяч наручных часов, около сотни картин, фарфоровые столовые сервизы и предметы интерьера, меха, ценные коллекции марок и кружев, фотоаппараты, граммофоны и груды одежды.
В марте 1945 года войска Красной Армии были уже на подступах к Бреннбергбане. Толди делая вид, что озабочен сохранностью груза, приказал сложить в грузовики кассеты с золотыми монетами и 52 ящика с золотыми предметами и украшениями. 30 марта на рассвете конвой, состоявший из легкового автомобиля Толди и нескольких грузовиков, пересёк австрийско-венгерскую границу.

На основании имеющихся документов нет никаких сомнений в том, что Толди собирался украсть ценности и попасть с ними в Швейцарию, однако конвой подвергся нападению, и сопровождавшие Толди солдаты разбежались, кто куда. К тому времени, когда Толди удалось собрать нескольких своих людей, все дороги были уже перекрыты союзническими войсками. Тогда Толди попытался подкупить в Фельдкирхене двоих офицеров СС и передал им 6 ящиков с золотом, чтобы они помогли ему добраться до Швейцарии. Но немцы исчезли вместе с золотом. Через некоторое время конвой добрался до французской зоны оккупации, Толди понял, что с грузом ему вряд ли удастся скрыться, поэтому приказал закопать оставшиеся ценности в разных местах. Вскоре он был захвачен французской армией. Давая показания французским следователям, Толди старался убедить их, что спасал ценный груз от наступающей Красной Армии. Поверили ему или нет, совершенно неважно, потому что далее история о 6 ящиках с золотом становится чересчур туманной. Венгерские и американские архивные источники предполагают, что несколько членов французской военной администрации решили присвоить себе бóльшую часть ценностей и передали в Париж только незначительную их часть.
Командовавший поездом Ласло Авар в тот же день отдал приказ об отправлении состава. Таким образом, ценный груз было разделён и отправлен на запад двумя разными путями.
До самого мая «золотой поезд» кочевал от одной австрийской станции к другой. Всё это время ценой больших усилий Ласло Авару приходилось пресекать попытки изъятия ценностей: это пытались сделать и спасавшиеся бегством офицеры-нилашисты, и солдаты СС.



11 мая в Бёкштайне американские войска взяли поезд под охрану и перенаправили в Верфен. 19 июля американцы приказали венгерской охране покинуть состав и оправили поезд в Зальцбург.
Надо сказать, что американские военные отнеслись к ценному грузу не менее бессовестно, даже опись не была проведена. Между 1945 и 1946 годами многие американские военнослужащие получили ценности венгерских евреев в свою собственность.
Американские власти не намеревались возвращать ценности венгерских евреев, ссылаясь на недостаток необходимой документации и возможное присвоение ценностей Советским Союзом. Юридическое разбирательство затянулось на долгое время и не привело к должному результату. Наконец, в 1946 году, согласно одному из решений Парижской мирной конференции имущество венгерских евреев было передано в компетенцию Комитета ООН по делам беженцев.
Венгерское правительство, еврейские граждане, пережившие Холокост, и потомки погибших выступали против этого решения, требуя возвращения ценностей в Венгрию, однако безрезультатно. Ценности, вывезенные на «золотом поезде» были выставлены в 1948-1951 годах комитетом ООН на аукционы, и 90% вырученных сумм были перечислены двум еврейским организациям: American Joint Distribution Committee и Jewish Agency.
Три тонны обрядовых предметов иудейского культа были переданы возрождавшимся австрийским еврейским общинам.
Часть ценностей, попавших во Францию, была возвращена в Венгрию в апреле 1948 года. Среди них были не только конфискованные у евреев ценности, но и предметы с изображением свастики и скрещённых стрел, без сомнения принадлежавшие спасавшимся бегством нилашистам. Венгерское коммунистическое правительство использовало этот факт в своих целях: груз не был признан собственностью венгерских евреев. Часть предметов из золота была переплавлена, часть других ценностей была продана за границу.
Груз «золотого поезда» оценивался в 1944-1946-х годах в 6,5 миллионов долларов США (на сегодня это около 65 миллионов).
А нам, живущим сегодня, нужно знать и помнить, какова ценность жизней безвинно истреблённых еврейских граждан.

Венгрия, Холокост

Previous post Next post
Up