Венгерский национальный архив

Jan 13, 2020 22:13


Рядом с Венскими воротами Будайской крепости стоит большое здание из темно-серого камня, его крышу украшает разноцветная пирогранитная плитка фарфоровой фабрики Жолнаи - это Венгерский национальный  архив. В его стенах хранятся бесценные документы венгерской истории, начиная со Средних веков.



Фото: BudapestCity

Королевский архив начали собирать с конца XII века, в эпоху правления королей из династии Арпадов, однако почти все документы были утеряны во время турецкого нашествия и фактического раздела венгерских земель на турецкую и австрийскую части. Австрийский император Фердинанд I, являвшийся с 1526 г. венгерским королём, перенёс столицу страны в Пожонь (сейчас Братислава). Здесь заседало правительство, здесь проходили национальные собрания. Архивы Австро-Венгрии не были централизованы и не подчинялись единому управлению: каждая страна, входившая в состав Австро-Венгерской империи, имела своё собственное управление архивами. Венгерское Государственное сословное собрание cамостоятельно заботилось о том, чтобы не были утеряны важные венгерские государственные бумаги, в первую очередь те, которые определяли и подтверждали права сословий.

После освобождения страны от турецкого ига был принят закон о хранении всех важных  государственных бумаг в Национальном архиве. Он должен был разместиться в правительственном здании в Пожони, которая продолжала оставаться столицей Венгрии. Палатин Венгрии  (в 1751-1765 гг.) граф Лайош Баттяни приложил немало усилий к тому, чтобы архив начал свою работу как можно скорее, однако это стало возможным только в 1756 году, спустя 33 года после принятия соответствующего закона. Наместнический совет, управлявший Венгрией, был перенесён по приказу императора Иосифа II из Пожони в Буду  в 1783 году. Только после этого в 1785 году в Буду переместили и национальный архив.

В течение почти тридцати лет во главе Национального архива Венгрии находился государственный архивариус,  юрист, историк и писатель Дюла Паулер. В работе по организации Национального архива ему очень помог опыт, полученный в результате учебной поездки в Западную Европу. В 1875 году архивные материалы занимали стелажи длиною 10.000 метров, в 1903 году на полках складов выстроилось более 15.000 метров полок с историческими документами.
Под руководством Паулера к 1890 году из различных архивов Венгрии была собрана коллекция документов, датируемых XII - XVI веками. Самый старинный из всех документов, хранящийся в учреждении, относится к 1109 году. Паулер упорно боролся за осуществление плана строительства нового здания архива, однако так и не смог добиться результата

В 1911 году наконец было принято решение о начале строительства. Профессору Политехнического института, архитектору Шаму Пецу было поручено создать проект нового здания архива, которое планировалось расположить у Венских ворот Будайской крепости. Знаменитый архитектор, с чьим именем связано создание целого ряда общественных зданий в столице, опираясь на планы Дюлы Пауэра и на свой многолетний опыт работы в разных странах Европы, создал проект самого первого в то время здания в Венгрии, предназначенного специально для хранения архива. Новым государственным архивариусом был назначен историк, архивист, историк-топограф Дежё Чанки. Под его руководством находился 31 сотрудник, 14 из которых имели специальное образование в области архивного дела.
Строительство нового здания было начато осенью 1913 года, однако оно было прервано Первой мировой войной и и почти остановлено из-за последовавшего крушения Австро-Венгерской империи, разрухи и нехватки средств.

Завершение строительства произошло благодаря усилиям нового министра культуры графа Куно Клебельсберга. Архив передали под надзор Министерства народного образования и религии. В 1922 году был принят закон, регулировавший работу Национального архива и круг его деятельности. Архив был объявлен «научным учреждением», первоочередными задачами которого являлись сбор и хранение архивных документов и материалов, исследовательская деятельность,  предоставление экспертных консультаций государственным органам, изготовление официальных копий исторических документов. В 1923 году архив был наконец размещён в созданном для него монументальном здании в неороманском стиле. В его центральной части расположились рабочие помещения и торжественные залы, а хранилища были размещены в двух параллельных крыльях. У Будайской крепостной стены возвышалась башня, в которой находилась дымовая труба системы центрального отопления.
Внешние каменные скульптуры создал Ференц Микула, внутренние -Игнац Лангер. Убранство здания было выполнено в соответствии с концепцией министра Клебельсберга. Он лично обсуждал темы фресок с художником Андором Дудичем, который за эту работу был удостоен Большой Государственной Золотой медали.



В зале рядом со входом в здание Андор Дудич с одной стороны изобразил венгерского государственного деятеля, премьер-министра Королевства Венгрия (1903, 1910-1912) графа Кароя Куэн-Хедервари и министра культуры графа Куно Клебельсберга, с другой - самого себя и архитектора Шаму Пеца.





Фрески второго этажа рассказывают о важных страницах истории Венгерского государства:

• Король Иштван I Святой основывает монастырь в Паннонхалме;



• Король Бела III распоряжается о том, чтобы все предоставляемые ему дела закреплялись письменно;



• Король Андраш II подписывает Золотую буллу 1222 года - документ, устанавливавший  неприкосновенность привилегий магнатов;



• Портрет трансильванского князя Габора Бетлена - руководителя антигабсбургского движения в Венгерском королевстве, князя Трансильвании в 1613-1629 годах, короля Венгрии в 1620-1621 годах;
• Портрет Сигизмунда I Люксембурга - короля Венгрии с 1387 по 1437 год (один из самых долго правивших венгерских королей).
Стены Рыцарского зала также украшены красивыми фресками Андора Дудича:
• Король Матяш Хуняди в своей знаменитой библиотеке в Будайском королевском дворце;
• Король Матяш Хуняди и королева-консорт Беатриса Арагонская на корабле, плывущем по Дунаю под стенами Будайской крепости;
• Передача саркофага отшельника Святого Павла королю Людовику I Великому.



Фото: Bődey János / Index



Рыцарский зал



Великолепные витражные окна

Стенная роспись третьего этажа изображает знаменитых деятелей венгерской истории XVII-XVIII веков, сыгравших значительную роль в политической и культурной жизни страны.



Граф Атнал Грашшалкович, председатель Венгерской королевской палаты, беседует с Иоганном Хиллебрандтом, архитектором барочного дворца Гёдёллё.



Поэт Дьёрдь Бешшенеи, монах Пал Аньош и Лёринц Орци, настоятель монастыря Ордена паулинов создают Венгерскую академию наук и литературы.

На фресках четвёртого этажа можно любоваться прекрасными и знаменитыми строениями, создания которых в XIX веке стало значительными событиями венгерской истории: Цепным мостом, зданием Национального музея, Оперой, зданием Клиник.









Витражи, изображающие гербы городов, были изготовлены в мастерской Микши Рота.





Лепной орнамент стен и потолка - также его работа.





Кованые решётки по рисункам Микши Рота изготовили в художественно-слесарных мастерских Дюлы Юнгфера.

К сожалению, зимой 1945 года, в ходе боёв за освобождение Будапешта от нацистов, великолепное здание Национального архива значительно пострадало. Бомбы полностью уничтожили одно из книгохранилищ в восточной части здания со стороны Венских ворот, западное крыло и исследовательские залы превратились в руины, башня получила такие серьёзные повреждения, что её восстановление стало практически невозможным.



До и после войны

Во время событий антикоммунистического восстания 1956 года, когда ещё продолжались восстановительные работы, зажигательная бомба полностью уничтожила одно из книгохранилищ, вследствие чего загорелись и два соседних.

Полное восстановление завершилось в 1961 году. В восьмидесятые годы обновили крышу, несколько лет назад были значительно реставрированы фрески.
Учёным и исследователям предоставлены несколько рабочих залов.  Изначально материал был доступен в основном на латинском языке, затем на немецком, венгерском и, в наши дни - уже на многих других европейских языках. Документы можно получить в оригинале, а также на специально изготовленных для исследовательских целей микрофильмах, или же в виде фото- и ксерокопий. В распоряжении исследователей специализированные библиотеки. О сохранности документов и, в случае необходимости, об их реставрации, заботятся реставрационные мастерские при архиве.



Фото: Bődey János / Index

Фотолаборатория непрерывно занимается изготовлением корий с самых редких или же с самых запрашиваемых документов; здесь же изготовляются запасные, страховочные копии. В общей сложности в архове находится 73 километра полок с письменными документами, более 63,5 миллионов микрофильмов и огромное количество печатей, карт и фотографий.
Документы, поступившие в Государственный архив после 1945 года, хранятся в двух других филиалах.

image Click to view

Венгерский национальный архив, фрески

Previous post Next post
Up