Зимой, когда голые ветви деревьев и кустарников зябнут на холодном ветру, этот большой красивый дом рядом с Городской рощей на перекрёстке улиц Гезы Зичи (Zichy Géza) и Абоньи (Abonyi), можно хорошо рассмотреть со всех сторон. А если высоко поднять голову, то в стылом и хмуром небе на фоне плаксивых облаков можно видеть ангела с распростёртыми крыльями.
Хорошо видна и мемориальная доска на стене здания, которая сообщает нам о том, что здесь жил выдающийся венгерский портретист Фюлёп Ласло (László Fülöp).
Будущий художник, получивший при рождении имя Фюлёп Элек Лауб (Fülöp Elek Laub), был одним из пяти детей в скромной семье женского портного Адольфа Лауба (Laub Adolf) и его супруги Йоханны Голдрейх (Goldreich Johanna).
Когда Фюлёпу исполнилось 14 лет, его взяли на работу в мастерскую по изготовлению вывесок Neumann. Через некоторое время он стал ретушёром в фотомастерской Шандора Штрелишки (Strelisky Sándor). Чувствуя в себе непреодолимую тягу к живописи, по совету Штрелишки Фюлёп решил продолжить учёбу и поступил в Школу прикладного искусства (Iparművészeti Iskola). В семье вечно не хватало денег, и это было почвой для бесконечных скандалов. У главы семейства был невероятно скверный характер. Однажды в канун Рождества 1886 года Фюлёп решил купить несколько праздничных открыток для того, чтобы написать праздничные поздравления своему наставнику Штрелишки и членам семьи. Отец так избил 17-летнего юношу за эту покупку, что Фюлёп сохранил на него горькую обиду до конца жизни. Не только большая бедность, но и грубость и жестокость отца стали причинами того, что все пятеро детей постарались как можно раньше начать самостоятельную жизнь подальше от родителя-скандалиста.
По окончании Школы прикладного искусства Фюлёп поступил в венгерскую Национальную академию искусств, где его наставниками оказались самые известные художники того времени Берталан Секей (Székely Bertalan) и Карой Лотц (Lotz Károly). Летом 1888 года Фюлёп познакомился с богатым и влиятельным адвокатом Палом Галамбошем (Galambos Pál), который часто приглашал его к себе в семейное имение в городе Обече (Óbecse). Там Фюлёп на заказ писал портреты и жанровые картины и смог отложить необходимую для продолжения учёбы сумму. В ту пору за портрет молодому художнику платили от 50 до 100 форинтов.
Фюлёп Ласло: Автопортрет, 1888
В 1889 году, когда умер отец, Фюлёп Лауб стал слушателем Мюнхенской академии художеств (Akademie der Bildenden Künste München) - одной из известнейших и старейших художественных школ Германии, однако это не помешало ему взять материальные заботы о матери на себя. Чем успешнее он становился, тем больше старался поддерживать членов своей семьи. Самые близкие и доверительные отношения установились у художника с младшим братом Марцелем и сестрой Розой. В своих воспоминаниях художник писал о том, что студенческие годы были полны трудностей и лишений. Ему часто приходилось ложиться спать с урчавшим от голода желудком. Но Фюлёп вёл очень скромный образ жизни и не только отправлял деньги родственникам, но даже умудрился сэкономить небольшую сумму, чтобы купить себе в рассрочку фотоаппарат.
В своей книге «Жизнь венгерских художников в Мюнхене» (Magyar művészélet Münchenben) искусствовед и критик Карой Лика (Lyka Károly) пишет о том, что Фюлёп Ласло брался за кисть каждый раз, когда у него было хоть немного свободного от работы и учёбы времени. Он неустанно оттачивал своё мастерство, стараясь достичь лёгкости и непринуждённости.
В 1890 году за портрет актрисы Юлии Гвозданович, супруги юриста Эндре Полаковича (Gvozdanovics Júlia), Фюлёп Лауб получил свой первый серьёзный гонорар - 1000 форинтов. Целое состояние! На эти деньги художник отправился в парижскую частную академию художеств - Академию Жюлиана (Académie Julian). В 1891 году художник вернулся в Мюнхен.
Уже с 1888 года работы Фюлёпа Лауба выставлялись в будапештском Выставочном зале «Мючарнок» (Műcsarnok).
Среди первых успешных работ были две картины: на одной был изображён старый солдат, участник войны 1849-1849 годов, с горькой грустью глядящий на опадающую осеннюю листву; на другой - милая деревенская девочка-пастушка.
Фюлёп Ласло: Опадающая листва (Hulló levelek), 1895
Фюлёп Ласло: Прятки (Bújócska), 1891
За картину „Сплетничающая старуха” (Regélő öregasszony) начинающий художник получил приз «Общества любителей искусств» (Műbarátok díj).
В 1891 г. художник сменил фамилию Laub на László.
Первая картина Фюлёпа Ласло, которую в 1896 году приобрёл будапештский Музей изобразительных искусств
(Szépművészeti Múzeum)
"Вечерний колокольный звон" (Esti harangszó), 1895
В начале 1892 года Фюлёп Ласло приступил к работе над одной из жанровых картин, которую назвал „В мюнхенской пивной” (A müncheni udvari sörházban). Картина была выставлена на продажу в выставочном зале зимой 1892 года, её владельцем стал венгерский архитектор и филантроп рыцарь Игнац фон Вехсельманн (Ignaz von Wechselmann). Вехсельману очень понравилась манера письма Ласло и немного позже он заказал ему свой портрет. Кстати, став успешным и обеспеченным человеком, Фюлёп Ласло хотел выкупить у Вехсельмана свою картину, но тот не пожелал расставаться с полюбившимся полотном и ответил отказом.
Фюлёп Ласло: Портрет Игнаца фон Вехсельманна, 1894
Cегодня картина Фюлёпа Ласло находится в экспозиции венгерской Национальной галереи (Magyar Nemzeti Galéria)
Портрет великого болгарского князя Фердинанда I, который Фюлёп Ласло написал в 1895 году в Софии по заказу дирекции акционерного общества «Космос», имел невероятный успех и стал поворотной точкой в судьбе молодого венгерского художника. Князь Фердинанд по достоинству оценил талант Фюлёпа Ласло и взял под свою опеку, представив его членам своей многочисленной княжеской фамилии и представителям аристократических семей. Это было начало блестящей карьеры.
Первый "королевский" заказ - портрет болгарской принцессы Марии-Луизы. 1894
Невероятное трудолюбие и совершенствование таланта приносили Фюлёпу Ласло заслуженные почести и награды. Портрет папы Льва XIII был удостоен большой золотой медали на парижской Всемирной выставке 1900 года.
Фюлёп Ласло: Папа Лев XIII. 1900
Фюлёп Ласло: Портрет Елизаветы Баварской. 1897
Фюлёп Ласло: Дама в шляпе с розами. 1903
В 1897-1900 годах Фюлёп Ласло выставлял свои работы в Берлине, в 1907 году - в Лондоне и Будапеште, в 1909 году - снова в Берлине. В 1911 году по заказу Палатинской галереи во Флоренции художник выполнил свой автопортрет, занявший место в постоянной экспозиции музея.
Фюлёп Ласло: Автопортрет. 1911
В 1903 году Ласло переехал из Будапешта в Вену.
Продолжение
здесь