Золотой век живописи в Австро-Венгерской монархии

Feb 06, 2017 14:16

Под таким заголовком (Az első aranykor) проходит сейчас в будапештском Выставочном зале (Műcsarnok) обширная и необычайно интересная художественная выставка, где представлены полотна венгерских, австрийских, польских и хорватских художников.
На выставке представлены многие жанры: портреты, пейзажи, историческая, батальная и религиозная живопись.



Фото: Nagy Béla / Magyar Nemzet

В статье об императоре в русскоязычной Википедии говорится, что "Франц Иосиф не интересовался искусством".

А вот на выставке я узнала, в частности, о том, что император был большим ценителем искусств и меценатом.
В детстве Франц Иосиф с удовольствием учился рисованию, а в зрелом возрасте охотно посещал художественные выставки. Он не жалел средств для помощи нуждавшимся художникам, часто делал заказы портретистам, выделял значительные суммы для награждения победителей художественных конкурсов.

По приказу императора из государственной казны были выделены средства на строительство оперных театров в Вене и Будапеште. Франц Иосиф часто посещал выставки, которые организовывало Национальное венгерское общество изобразительных искусств (Országos Magyar Képzőművészeti Társulat) и на личные средства приобретал выставленные там работы. В частности, для Будайского королевского дворца император приобрёл 62 картины и 3 скульптуры. За период с 1882 по 1910 год Франц Иосив в общей сложности купил в Венгрии на выставках 244 произведения искусства.

Больше всего император любил полотна в стиле реализма, его любимыми жанрами была историческая и батальная живопись. Нравились ему и те картины, которые живо, порою с горечью, порою с юмором рассказывали о жизни простого люда - видимо, именно поэтому император приобрёл картину Шандора Бихари (Bihari Sándor) "Перед судьёй"  (Bíró előtt).



Из венгерских художников ему особенно нравились Дьюла Бенцур и Ласло Фюлёп. Франц Иосиф даже наведывался к ним в художественные мастерские и часто соглашался позировать.
Даже картины на политические темы, в частности, полотно Кароя Кернштока "Агитатор" (Kernstok Károly) или работа Шандора Бихари "Програмная речь" (Programbeszéd) вызвали у императора интерес, а не гнев.

Лично меня своей необычайной глубиной и драматизмом просто поразили полотна Ласло Патаки (Pataky László)



Допрос (Vallatás), 1897



Бдение (Virraszás), 1886
Раньше существовал обычай проводить рядом с гробом усопшего родственника всю ночь до самого утра

А следующую картинку я сделала мобильным телефоном тайком и впопыхах :) Не удержалась! Отец и дочь рассматривают знаменитое полотно Михая Мункачи «Христос перед Пилатом», 1881



Не пропустите! Выставка продлится всего лишь до 12 марта

выставка, венгерская живопись

Previous post Next post
Up