Недавно начала читать сборник рассказов Акутагава Рюноске. Когда дошла до рассказа "Паутинка" не могла не вспомнить притчу о луковке в "Братьях Карамазовых" Достоевского. Ну просто один в один, только одно буддийское, другое христианское:
Луковка
Жила-была одна баба злющая-презлющая, и померла. И не осталось после неё ни одной добродетели. Схватили её черти и кинули в огненное озеро. А ангел-хранитель её стоит да и думает: какую бы мне такую добродетель её припомнить, чтобы богу сказать. Вспомнил и говорит богу: она, говорит, в огороде луковку выдернула и нищенке подала. И отвечает ему бог: возьми ж ты, говорит, эту самую луковку, протяни ей в озеро, пусть ухватится и тянется, и коли вытянешь её вон из озера, то пусть в рай идет, а оборвётся луковка, то там и оставаться бабе, где теперь. Побежал ангел к бабе, протянул ей луковку: на, говорит, баба, схватись и тянись. И стал он её осторожно тянуть, и уж всю было вытянул, да грешники прочие в озере, как увидали, что её тянут вон, и стали все за неё хвататься, чтоб и их вместе с нею вытянули. А баба-то была злющая-презлющая, и начала она их ногами брыкать: "Меня тянут, а не вас, моя луковка, а не ваша". Только что она это выговорила, луковка-то и порвалась. И упала баба в озеро и горит по сей день. А ангел заплакал и отошёл.
источник: Фёдор Михайлович Достоевский "Братья Карамазовы" (окончен в ноябре 1880 г.)
Паутинка
Однажды Будда бродил в одиночестве по берегу райского пруда. Весь пруд устилали лотосы жемчужной белизны, золотые сердцевины их разливали вокруг неизъяснимо сладкое благоухание. В раю тогда было утро. Будда остановился в раздумье и вдруг увидел в окне воды, мерцавшей среди широких листьев лотоса, все, что творилось глубоко внизу, на дне Лотосового пруда. Райский пруд доходил до самых недр преисподней. Сквозь его кристальные воды Игольная гора и река Сандзу были видны так отчетливо ясно, словно в глазок биоскопа. Там, в бездне преисподней, кишело великое множество грешников. И случилось так, что взор Будды упал на одного грешника по имени Кандата. Этот Кандата был страшным разбойником. Он совершил много злодеяний: убивал, грабил, поджигал, но все же и у него на счету нашлось одно доброе дело. Как-то раз шел он сквозь чащу леса и вдруг увидел: бежит возле самой тропинки крохотный паучок. Кандата занес было ногу, чтобы раздавить его, но тут сказал себе: "Нет, он хоть и маленький, а, что ни говори, живая тварь. Жалко понапрасну убивать его". И пощадил паучка. Созерцая картину преисподней, Будда вспомнил, что разбойник Кандата подарил однажды жизнь паучку, и захотел он, если возможно, спасти грешника из бездны ада в воздаяние за одно лишь это доброе дело. Тут, по счастью, на глаза Будде попался райский паучок. Он подвесил прекрасную серебряную нить к зеленому, как нефрит, листу лотоса.
Будда осторожно взял в руку тончайшую паутинку и
... 16 апреля 1918 г.
Естественно, оказалось, что не я одна обратила внимение на сходство историй. В одном
японском блоге нашла, что "Паутинка" была впервые опубликована в 1918 году в детском журнале. А "Братья Карамазовы" начали публиковаться частями в газете, начиная с 1879 года, и закончились в ноябре следующего года(только вроде в это время роман публиковался только в России?). Существовала версия, что Акутагава заимствовал эпизод из романа Достоевского. Однако, согласно википедии, в настоящее время вопрос прояснился: говорят, что Акутагава нашел рассказ в книге Paul Carus "Karma", что была написана в 1894 году. Откуда тогда притча появилась в этой книге? %)