Олег Киселев по поводу боевого вылета 21 декабря 1939 года приводит следующие данные, касающиеся 4-ой АЭ, командиром которой был Виталий Филиппович Дрянин:
«4-я и 5-я эскадрильи: 13 ДБ-3 бомбили ст. Сяйние с высоты 5500 метров, сброшено 14 ФАБ-100, 130 ФАБ-50, 8 агитбомб. Цель поражена. Во время атаки 4 ДБ-3 4-й эскадрильи атакованы истребителями противника, в результате ДБ-3 лейтенанта Кузьмина врезался в хвост бомбардировщика комэска майора В.Ф. Дрянина. ДБ-3 комэска упал в районе станции Лейпясуо, найден в 2006 году. Штурман ст. лейтенант Денисенко Д.А. и стрелок-радист Карпов В.Ф. погибли, пилот, комэск майор В.Ф. Дрянин, выпрыгнул с парашютом и смог выбраться к своим через линию фронта. Бомбардировщик Кузьмина смог благополучно добраться до своей территории».
Другими подробностями столкновения самолета Кузьмина с самолетом Дрянина я, к сожалению, не располагаю: известна дата катастрофы, ее участники, вероятное место ее и обстоятельства. Олег к тому же указывает на побочную причину столкновения - это произошло вследствие атаки истребителей противника четверки наших бомбардировщиков.
Столкновения в воздухе не редкость. Отец вспоминает о подобном событии 1946 года:
«Перелет из Бяла-Подляски в Новозыбков был омрачен очередной трагедией. Командир нашей эскадрильи Новожилов дал звеньям команду перестроиться. Летели «клином», а ближе к аэродрому необходимо самолеты расположить «пеленгом». При перестроении один «Ил» столкнулся с соседним. Обе машины рухнули на землю, и их экипажи погибли. Новожилов Николай Вячеславович, Герой Советского Союза, был отправлен в Москву на разборки. Мы все переживали за него. Виновных в этой несогласованности в те времена обязательно должны были определить и непременно наказать по всей строгости советских законов. А так как летчик, учинивший столкновение, погиб, козлом отпущения должен стать тот, кто давал команду. Но командование во всем разобралось, и через некоторое время Новожилов вернулся в полк в новом качестве, став инспектором по технике пилотирования».
На это даже был отголосок с Новозыбкова. Мой знакомый по Интернету Улезько Александр в конце марта сего года написал мне:
«Здравствуйте Владимир!
В 1946 году во время перелета 108 ап произошла авария, и погибли 2 экипажа. Просматривая паспорта захоронений в музее, натолкнулся на
такой документ (выложил на сайте). После этого проверил и по «Мемориалу» и по «Подвигу народа»: лейтенант Танков Александр Дмитриевич, 108 ап, погиб при катастрофе самолета. К сожалению, они были похоронены в сквере, но сейчас его там нет. Возможно на месте этого захоронения сейчас стоит самолет. Нельзя ли у Вас узнать какие либо подробности этого происшествия?
С уважением Александр!»
Но это все к слову. Возможно, я бы этот эпизод столкновения Кузьмина с Дряниным зафиксировал бы как текущий в изначальной части истории 8-го авиакорпуса дальнего действия и только. Но то, что привел летчик Клевцов в своем письме, нисколько удивило, а сколько вызывало смутное сомнение. И в то же время - это писал человек, который пролетал и Финскую войну и Отечественную и опыта ему не занимать. Напомню, что писал ветеран:
«Дрянин выбросился на парашюте, пролетел 65 км над территорией противника и приземлился между позициями финнов и наших. Был подобран нашими, и через 5 дней вернулся в полк».
Когда я размещал свой пост
под № 64 , я надеялся, что на факт полета парашютиста образца 39 года на такое большое расстояние обратят внимание читающие, но, увы… Видать, никого не задело…
А учитывая то, что Олег Киселев еще и заявил о находке самолета Дрянина в 2006 году в районе станции Лейпясуо, я вообще потерял покой. Быстро нашлись в Интернете
статья Ильи Прокофьева и
Возвращение бомбардировщика. Но и они как-то не пролили достаточного света на данный эпизод далекой войны и я отложил все в свой «долгий» ящик.
Пришло время проработки материала участия 53-го и 42-го ДБАП в Финской войне, и терзающий вопрос о чудном перелете Дрянина на парашюте расстояния в 65 км встал ребром.
Но вот недавно я сумел связаться с одним из участников этой поисковой группы, указанной в статьях. Он поведал об удивительных фактах, которые позволяют выдвинуть версию не самого факта столкновения и не чудесного перелета Дрянина, а о последующих событиях вследствие этого столкновения. Этот хороший человек, видать весьма скромный, откликнувшийся на мои послания, попросил о следующем :
«Здравствуйте, Владимир! А зачем? (это о просьбе воспользоваться нашей перепиской. Wlad). Или нужны детали о находке самолета? Я вообще не люблю, если честно, «светиться» в соцсетях… Мы (поисковики) и так на учете (официальном). Ну, если надо, то помещайте, указав только инициалы».
Конечно, дорогой товарищ, это условие для меня закон и надеюсь, что читающие меня поймут. Да и проверить все факты, представленные им, не составит особого труда: если я сумел связаться с одним из них, не вставая со стула, то связаться с кем-то другими из этой группы так же возможно. И так по порядку.
А.П. пишет: «…Немного предыстории. Самолет был найден случайно, моим знакомым, когда он ходил за грибами. Лет пять я его уговаривал съездить на место, и вот в 2006 г свершилось. Искали место долго, лес изменился. Но все-таки нашли! После предварительного осмотра места, стало понятно, что бомбардировщик лежит подо мхом, и наше поисковое объединение «Северо-Запад» провело полномасштабную экспедицию по раскопкам и подъему мотора, который был вывезен в музей. Ну и фрагменты обшивки. Тело штурмана мы достали, сделали предварительное захоронение и после годовой!!! ругани с властями он был похоронен с воинскими почестями на въезде в Выборг.
Точных координат не могу назвать. Самолет был найден примерно в километре к северо-востоку от урочища Мерки, недалеко от поселка Гаврилово. (примерно в 3-х км на юго-восток от высоты 65,5)
Тело стрелка-радиста так и не нашли. Возможно, его захоронили финны».
Из следующего письма А.П.:
«Самолет, естественно обдирали скоты-металлоломщики, думаю, уже в 90-е годы. Мы нашли фрагмент обшивки со звездой аж на краю болота, это примерно в километре от места находки. И на островке среди болота. Но не все так просто, как представляется. Дело в том, что этот район - район жестоких боев в Финскую войну, у финнов был до войны артполигоном, а после войны - танковым полигоном СССР, а теперь и России. До сих пор проводятся учебные стрельбы.
Примерно до конца 90-х это был своеобразный «заповедник» военных артефактов… Доты, дзоты, огромные болота с незахороненными бойцами… Все это сохранилось частично и до сих пор… Ну а как открыли в 90-е туда ринулись толпы мародеров, трофейщиков, металлоломщиков и официальных поисковиков вроде нас… К слову сказать, в урочище Мерки, где, скорее всего и захоронили стрелка, (по слухам - то ли финны, то ли местные жители) в течение многих лет работала группа поисковиков, которые занимались захоронением там наших бойцов… На данный момент, вроде около полутора-двух тысяч, и для них было просто шоком, когда под носом у них была сделана такая находка…
Теперь о самолете. Он лежал на краю болота, кверху шасси… Вокруг все заросло камышом, и натолкнуться на него можно было только чисто случайно. И на поверхности из-за мха только они и торчали, ну и основной лонжерон крыла. Т.е. низ фюзеляжа был раздраконен скорее всего металлоломщиками. Все, что находилось не подо мхом. Задняя часть фюзеляжа была оторвана. Угол входа в болото примерно 10-20 градусов. Следов гари не было.
Вряд ли мародеров могли испугать останки (штурмана). Все было абсолютно цело. И не было следов, что пытались выдрать что-то крючьями... Т.е. мы углубились в мох и торф всего-то на полтора метра и показались стельки на ступнях штурмана...
Самолет, скорее всего, скапотировал при посадке. Правый мотор, скорее всего, не работал, так как лопасти винта не перекручены, и вообще не сильно погнуты. А кроме того, у штурмана между ног была вставлена, но не законтрена, запасная ручка управления. Т.е. самолет пытались посадить. Насколько я знаю, до декабря 1939 было не очень много снега на карельском перешейке, а болота в этой местности вообще плохо промерзают. Возможно, это и было причиной капота, а шасси соскочило с замков, скорее всего, в момент удара. А может быть и были выпущены. Так как отличить болото от вересковой пустоши непросто. В общем, штурмана не сильно смяло… А вот голову размозжило. А то можно было бы черты лица различить…
Самое непонятное - откуда прилетел самолет… Если предположить, что он скапотировал, то получается, что он прилетел/заходил на посадку со стороны Ленинграда. Как такое могло быть? Где вообще столкнулись самолеты? Если в районе Черкасово (Сяйние), то, как мог самолет с отрубленным хвостом, да еще и с бомбами (было найдено, по крайней мере, 2 ФАБ- 50 в центроплане) улететь так далеко. От Сяйние (Черкасово) до р-на Гаврилово - места падения примерно 25-30 км. Если представить, что самолет летел со стороны столкновения, и, зацепившись колесами за лес, перевернулся и упал кабиной вниз - тоже маловероятно. Лес там и сейчас довольно мелкий… А тогда - вообще практически леса не было, или был, но очень маленький… Доты то простреливали все и стояли не в лесу… Не как кленовый лист же он падал с высоты 5 км, описывая окружность, радиусом 30 км?!! Так что много странностей.
К декабрю 1939 советские войска вроде как уже бились за линию Маннергейма - пытались прорвать оборону в районе 65,5 - это, как я писал, примерно в 3,5 - 5 км левее от места катастрофы… Если спиной к Ленинграду. Это я к тому, где могли Дрянина то встретить наши…
Насчет полета Дрянина… Полный бред… 65 км на парашюте… 5 км с высоты еще возможно + унесло еще. Тогда резонно предположить, что он приземлился за линией фронта, в районе Черкасово и 20 км да по финским тылам и болотам, хоронясь за каждым кустом, то вполне возможно, что он и преодолел эти 20-30 км за 5 дней. Да еще и зимой.
От Питера до Выборга то всего 120…
Насчет того, что вооружение могли снять финны. Вполне вероятно. Но когда? В Зимнюю им было, скорее всего, не до того.
В 1941-1944 годах - возможно. Тем более, что линия фронта стояла и финны шарили по лесам и болотам, а также по дотам и хоронили своих, погибших в зимнюю войну. Но на фига им турели, патронные ящики и пр.? Одно дело снять и унести шкасы, да еще из болота… А где тогда носовой пулемет и турель? Самолет то в болото изрядно зарылся... Да еще тут тело штурмана… Вряд ли вооружение на нем вообще было. Вспомните о Сарванто, который 6 ДБ перебил!
И могу также сканы карты поискать (у штурмана тоже нашли в сумке) с районами бомбардировки. Там, кстати, тоже непонятно. Судя по всему, они летели бомбить Cуур-Мерийоки. Это самый крупный аэродром у финнов был в Зимнюю в районе Выборга. Тогда на фига шли на Черкасово? Не умели ориентироваться и по старинке - вдоль железки?
У Денисенко мы нашли партбилет, но вот фотокарточку выщелочило болото… Увы.. Хотя сам партбилет был как новый.
Когда мы доставали штурмана и искали стрелка радиста подо мхом, то вспоминали Дрянина весьма недобрыми словами.
Выпрыгнул, фактически бросив экипаж на произвол судьбы… В отечественную, описаны случаи, когда наоборот, стрелки выпрыгивали, самолет дотягивал до аэродрома, а эти гаврики потом приходили в часть с парашютами на спине…
И потом, когда он уже генералом стал… Не пытался найти следы своего экипажа, блин!!!
И еще.. Я не совсем правильно прочитал… Дрянин же не блуждал 5 дней, как я сначала подумал - он в часть свою попал только через 5 дней, т.е. получается, что он при приземлении сразу же добрался до своих. А это значит, что он приземлился, скорее всего, в районе, занятыми советскими войсками. Вот Вам и ключ к пониманию, сколько он летел… И тогда вопрос - где столкнулись самолеты? Над Черкасово, которое на 21 декабря еще было, если верить данным, за линией фронта, или, как я прочитал в одном журнале «на подлете к Сяйние». Тогда логично, что столкновение могло произойти недалеко от места падения и тогда все встает на свои места: и расположение самолета, и то, как Дрянин попал к своим…»
Как увидит читающий, по сравнению с выше указанными статьями, очень много конкретных дополнений. И так, что мы имеем:
1. Самолет Дб-3 обнаружен лежащим на спине с выпущенными шасси.
2. Самолет врезался в землю под углом 10-20 ° и в направлении от Ленинграда.
3. Один двигатель был с погнутыми лопастями винта, другой практически с целыми.
4. На самолет во многих местах не было обшивки, найден кусок обшивки на километровом расстоянии от самолета.
5. Останки штурмана Денисенко нашли в самолете на своем месте с размозженной головой.
6. Останки стрелка-радиста так обнаружены и не были.
7. При штурмане были документы и личное оружие - его «ТТ» был на месте.
8. Ручка управления самолетом в кабине штурмана находилась в рабочем положении.
9. Турели при самолете не оказалось, как и пулеметов ни стрелка-радиста, ни штурмана.
10. В центроплане обнаружены несколько (от 2 до 5) ФАБ-50.
11. Расстояние от цели бомбометания ж.-д. станция Сяйние (Черкасово) до урочища Мерки по карте напрямик приблизительно 20 км. И где-то километров 5 до возможной линии фронта на момент 21 декабря 1939 года.
![](http://ic.pics.livejournal.com/wlad_ladygin/55708838/35797/35797_900.jpg)
Имея такие исходные данные, попробую высказать свою версию случившегося.
Эскадрилья Дрянина благополучно долетела до цели. В связи с тем, что «было получено распоряжение от временно исполняющего должность командира 27 АБ полковника Судеца о дополнительной подвеске на каждый самолет по две бомбы ФАБ-100», бомбардировка цели производилась с двух заходов. При отходе от цели на второй заход четверка Дб-3а, в том числе с ведущим Дряниным и ведомым Кузьминым, подверглась атаки истребителей противника, хотя по ««Итогам боевой работы 27 АБ» и по воспоминаниям участника этого боевого вылета Клевцова об этой атаки не было сказано ни слова.
Стараясь удержать боевой строй при неудачном маневре при отходе от цели, Кузьмин натыкается на ведомого, в результате чего неумышленно своим винтом отрубает какую-то часть хвостового оперения самолета Дрянина. Командир АЭ, видя такое дело, дает команду экипажу покинуть машину, и сам выпрыгивает. Услышал ли его команду кто из экипажа останется вечным вопросом.
Почему это случилось именно над целью, а нигде-то далеко от нее? Об этом говорят бомбы, найденные в самолете на месте его обнаружения на земле. Значит, боезапас не был израсходован, поэтому автор считает, что должен быть еще один заход на цель.
Я допускаю, что не найденные пулемет и отсутствие турели стрелка-радиста дело рук всякого рода аморальных утилизаторов металлов и прочих любителей военных артефактов. Но то, что при останках штурмана, были обнаружены и личное оружие и документы, особым мародерством здесь не пахнет. Да и останки стрелка-радиста обнаружены не были, хотя и имеются предположения, что он был кем-то захоронен. Исходя из этого могу предположить, что при столкновении над целью ведомый не только срубил ведущему хвостовое оперение, но и крылом снес турель. А так как стрелок-радист был подвешен в турели на ремнях, то и его запросто могло вынести наружу вместе с турелью. Этим и объясняю отсутствие турели, пулемета и останков стрелка-радиста.
Наличие штурманской рукояти управления самолетом в рабочем положении говорит о том, что самолет оставался на протяжении некоторого времени в пилотируемом состоянии и сумел преодолеть расстояние приблизительно километров 15-20. Но с потерей обшивки, а кусок ее был обнаружен в километре от места падения, и предположительно, что вышел из строя один двигатель, и не было руля поворота для выравнивания курса, его начало крутить бумерангом. Высота начала стремительно, но полого снижаться. Штурман, прижатый к креслу от этой круговерти, уже выбраться их кабины не смог. Самолет, сделав последний полуоборот, врезался в болото так, что одно крыло занесло вверх. Самолет скапотировал и оказался в том положении, в котором и был найден. В момент капотирования штурманский пулемет оказался вырванным и находится теперь глубоко в болоте. Винт одного двигателя естественно погнулся, а второй, что оказался вверху при столкновении с болотом, остался целым. Но возможно именно это и был винт отказавшего двигателя. Такова моя версия.
Клевцов утверждает, что над целью они находились на высоте 7500 м, а по архивным документам высота бомбометания должна быть 5500 м. Ни о каком противодействии финской ЗА ни слова нигде не говорится. Будем считать, что Дрянин покинул самолет на высоте 7000-5000 метров.
От цели до линии фронта с Севера на Юг с небольшим уклоном на Восток по карте приблизительно километров 20-25 будет. Так и мог лететь самолет Дрянина, управляемый штурманом. Но вся беда в том-то, что по этой траектории на парашюте можно лететь только на карте, но не по небу. Чтобы преодолеть такое расстояние необходимо попасть в сильный горизонтальный воздушный поток, силой до ураганного, и в нужном направлении. Роза ветров на Карельском перешейке в зимний период имеет сходное направление. Но это в нынешнее время и над поверхностью земли. Как было в декабре 1939 года мне не известно, тем более на высоте несколько километров. И все же 20-25 км это не 65 км. Да и предположение того, что Дрянин покинул самолет гораздо позже, натыкается на штурманскую рукоять управления в рабочем состоянии. При летчике в самолете это не имело бы смысла, при том, что некоторые плоскости рулей при этом отсутствовали. Хотя штурман иногда мог помочь летчику в управлении, когда не хватало у того физических сил при нештатном маневрировании. Но это не тот случай.
Так что, вопрос о полете Дрянина на парашюте от цели до линии фронта остается открытым…