53 ДБАП в "Зимней войне"

Feb 21, 2013 23:01

Опять для wlad_ladygin

19.12.39
Первый вылет полка. Для выполнения боевого задания совместно с 33 ДБ-3 6 дбап вылетали шесть бомбардировщиков полка во главе с командиром полковником С.С. Александровым. По цели - станции Пюхяярви отбомбились два ДБ-3 (Н-5000 м, сброшено 20 ФАБ-50), остальные вернулись с бомбами.
21.12.39
1 эскадрилья:
4 ДБ-3 полка бомбили в 11.53 ст. Хонканиеми, Н-6000 м, сброено 14 ФАБ-100, 20 ФАБ-50
2-я эскадрилья
3 ДБ-3 в 12.15 бомбили ст. Пилпулья, Н-6000 м, сброшено 30 ФАБ-50 и 2 агитбомбы. Наблюдали прямые попадания в здания. В 12.17 атакованы шестью истребителями противника, одномоторные монопланы. Потерь нет.
6 ДБ-3 вернулись от входных ворот из-за низкой облачности, сели на аэродром с бомбами.
3-я эскадрилья
6 ДБ-3 в 14.40 бомбили аэродром Суур-Мерийоки. Сбросили с высоты 5500 метров по цели 8 ФАБ-100, 60 ФАБ-50 и 4 агитбомбы. Бомбы попали по нгарам и аэродромным сооружениям. При подходе к цели наблюдали взлет истребителей противника, атакованы 9 Д.21, атака отбита.
4-я и 5-я эскадрильи.
13 ДБ-3 бомбили ст. Сяйние с высоты 5500 метров, сброшено 14 ФАБ-100, 130 ФАБ-50, 8 агитбомб. Цель поражена. Во время атаки 4 ДБ-3 4-й эскадрильи атакованы истребителями противника, в результате ДБ-3 лейтенанта Кузьмина врезался в хвост бомбардировщика комэска майора В.Ф. Дрянина. ДБ-3 комэска упал в районе станции Лейпясуо, найден в 2006 году. Штурман ст. л-нт Денисенко Д.А. и стрелок-радист Карпов В.Ф. погибли, пилот, комэск майор В.Ф. Дрянин, выпрыгнул с парашютом и смог выбраться к своим через линию фронта. Бомбардировщик Кузьмина смог благополучно добраться до своей территории.
25.12.39
Из-за плохой погоды вылетело только шесть из 33 боеготовых ДБ-3, но задание выполнить не смогли. При посадке два ДБ-3 были разбиты, экипажи уцелели.
26.12.39
С аэродрома Крестцы полк переброшен в Кречевицы.
29.12.39
12 ДБ-3 вылетали для бомбардировки Тампере. На маршруте встретили густую облачность, 9 ДБ-3 во главе с комполка Александровым вернулись назад с бомбами, три бомбардировщика продолжили полет над облаками и в 14.15 сбросили бомбы в просвет облаков на станцию Кулью с высоты 4000 метров (30 ФАБ-100, 12 ЗАБ-50)
31.12.39
53 дбап к 9.45 в составе 28 ДБ-3 готов к боевой работе. Густая дымка и снежная пыль допускала вылет одного самолета с интервалом 2-3 минуты. К 11.45 успели взлететь 15 ДБ-3 6 дбап, дальнейший вылет был прекращен. (15 ДБ-3 6 дбап бомбили Ювяскюля, при возвращении на вынужденных посадках разбито два ДБ-3, погиб один летчик)
6.01.40
Началось перебазирование 53 дбап в Эстонию на аэродром Куусику в состав Особой авиабригады под командованием Г.П. Кравченко. К 14.45 на аэродроме сел первый эшелон в составе 17 ДБ-3 полка.
7.01.40.
В 15.45 в Куусику прибыл второй эшелон в составе 17 ДБ-3, еще три бомбардировщика до нового места назначения не добрались из-за потери ориентировки. Один бомбардировщик вынужденно сел на аэродроме Смуравьево под Гдовом, а два других разбились при попытке сесть на озеро Самро. Один из экипажей полностью погиб, включая двоих летевших с ним техников (К-н Захаров И.И., к-н Титов И.М., ст-на Торловский И.К., ст-на Чуранов Н.С., в/т 2 р. Панкратов В.В.), второй экипаж с тяжелыми травмами доставлен в больницу Гдова.
9.01.40
В 11.16 начали взлет ДБ-3. Первая группа в составе 10 ДБ-3 взяла курс на Васу, но не смогла дойти даже до запасной цели. В результате в 13.00 с высоты 5000 метров самолеты высыпали свой груз (12 ФАБ-100, 80 ФАБ-80, 32 ЗАБ-50) на подвернувшуюся под руку станцию Тампере. Следом вылетели восемь ДБ-3, которые попыталась прорваться к Турку, но в итоге с 4000 м отбомбилась по запасной цели - станции Сало, засыпав её 50-киллограмовыми фугасными и зажигательными бомбами общим числом 112 штук. К 16.40 шестнадцать ДБ-3 сели на своих аэродромах. Не хватало экипажей командира эскадрильи Сурова и командира звена Щербакова. Зато в Куусику прилетели из СССР еще пять ДБ-3.
На следующий день выяснилось, что оба пропавших экипажа заблудились и сели в Латвии. Щербаков благополучно посадил свой ДБ-3 в районе Айнажи, деревни на побережье на границе Латвии и Эстонии, а Суров разбил самолет при вынужденной посадке в 50 километрах восточнее Риги у Юдажи. Сидевший на вынужденной посадке в Латвии ДБ-3 Щербакова 11 января вылетел в Куусику, но аэродром был закрыт облачностью. Щербаков полетел на восток и вновь совершил вынужденную посадку, на сей раз на поле у железнодорожного узла Лелле в Эстонии, в 60 километрах юго-восточнее Таллинна. Посадка снова прошла удачно.
12.01.40
12 ДБ-3 совершили налет на Ханко, вызвав пожар в порту. Особенно стоит выделить дальний рейд девятки ДБ-3 5 аэ 53 ДБАП на порт и ж.д. узел Ваза. Чтобы достичь цели, бомбардировщики несли минимальную нагрузку (в общей сложности 80 ФАБ-50 и 32 ЗАБ-50). Сложности возникли уже на обратном пути: командир эскадрильи майор Алексеев сбился с курса и совершил вынужденную посадку в районе Петрозаводска, а экипаж ст. л-нта Н.Ф. Приходько пропал без вести. Этот ДБ-3 совершил посадку в районе Корпиярви на финской территории, Приходько застрелился, а штурман ст. л-нт П.И. Перескок и стрелок старшина И.Ф. Косторов попали в плен. Судя по финским данным, на допросе они заявили, что их самолет заблудился при перелете из Москвы в Петрозаводск. ДБ-3 летчика Курочка вынуждено сел у мызы Авия (30 км ю.в. Вильянди, Эстония). Самолет разбит, экипаж цел.
Статистика вылетов полка за день:
Ханко: 12 ДБ-3 11.58 Н-4200. Порт и ст. горят. 102 ФАБ-100, 10 ФАБ-50, 4 ЗАБ-50.
Сало: 3 ДБ-3 13.13 Н-6000. 20 ФАБ-100, 10 ФАБ-50, 4 ЗАБ-50
Карис: 6 ДБ-3 15.15 Н-3000. 60 ФАБ-100
Пори: 3 ДБ-3 15.15 Н-6000. 20 ФАБ-100, 10 ФАБ-50, 7 ЗАБ-50. Порт и ж/д узел.
Ст. Вилкиля: 1 ДБ-3 13.10 Н-7600. 10 ФАБ-100, 2 ЗАБ-50.
Ваза (порт): 9 ДБ-3 14.10 Н-3500. 80 ФАБ-50, 32 ЗАБ-50
Ст. Переля: 2 ДБ-3 14.30 Н-6000. 20 ФАБ-100, 9 ЗАБ-50
Перегон Ханко-Карис: 1 ДБ-3. 13.30 Н-6000. 10 ФАБ-50.
3 ДБ-3 вернулись из-за неисправности матчасти. Один сел с бомбами, два - сбросили бомбы в залив.
13.01.40
53 ДБАП совершил два налета. 13 ДБ-3 бомбили ж.д. узел Тампере, вызвав в городе многочисленные пожары. Над целью бомбардировщики были атакованы «белым монопланом с убирающимся шасси», который был сбит стрелком-радистом Драбецким. Вероятно, это была первая встреча с истребителями Фиат G.50, пара которых поступила в Финляндию в декабре. Фиаты пока находились в распоряжении испытательного звена авиазаводе в Тампере (KoeLentue - KoeL). Истребители несли итальянский «песчаный» камуфляж, который в горячке боя вполне могли принять за белый.
Второй налет был произведен на ж.д. узел Лахти. 12 ДБ-3 с высоты 3700 м сбросили на цель 94 ФАБ-100 и 25 ЗАБ-50. По докладу пилотов цель была поражена. Еще один ДБ-3 сбросил бомбы на ж.д. узел Карис. Эту же цель атаковали с пикирования 48 И-153 38 ИАП.
14.01.40
28 ДБ-3 53 ДБАП совершили очередной рейд на Вазу. С высоты 3000 м на город было сброшено 250 ФАБ-100 и 74 ЗАБ-50. Согласно данным иностранной прессы, именно Вазе был принесен наибольший ущерб от бомбардировок в этот день. От многочисленных пожаров, возникших в результате бомбардировок, погибло большое число жителей города. Уже на обратном пути бомбардировщики были атакованы звеном истребителей противника, поднятых на перехват. В бою стрелок-радист Шевченко сбил один истребитель противника. Еще один ДБ-3 сбросил бомбы на Ханко.
15.01.40
53 ДБАП небольшими группами атаковал цели на юго-западном побережье Финляндии. Девять ДБ-3 сбросили бомбы на ж.д. узел Турку и острова юго-западнее города, две пары ДБ-3 бомбили станции Сварто и Карис, а еще одна девятка бомбила перегон Лойма - Юнайа. После этого вылета один ДБ-3, предположительно из-за отказа двигателя, потерпел катастрофу в 20 км севернее эстонского города Рапля. Летчик ст. л-нт Фомин и штурман к-н Демин погибли, стрелок-радист Белоусов получил ранение.
18.01.40
Плохая погода. Два ДБ-3 сбросили бомбы на Ханко, а еще три ДБ-3 на Киман (вероятно небольшой населенный пункт Чимиту) в 35 км северо-западнее Ханко. В обоих случаях результаты бомбометания не наблюдались.
20.01.40
53 ДБАП совершил налет силами 11 ДБ-3 на Турку. Очередная попытка «Бульдогов» перехватить бомбардировщики снова закончилась ничем, кроме того стрелки-радисты заявили об уничтожении одного истребителя из четырех атаковавших.
29.01.40
53 ДБАП предпринял два дальних рейда. 15 ДБ-3 бомбили порт и ж.д. узел Ньюстадт (не удалось найти такой город на финской карте, возможно, имеется в виду Якобстад в 82 км северо-западнее Ваасы). Бомбардировщики достигли цели и вернулись назад.
Вторая группа в составе 15 ДБ-3, ведомая капитаном Помазовским, вылетела для бомбардировки ж.д.узла Сейняйоки, расположенный в 327 км на север от Ханко. Один ДБ-3 сбросил бомбы по острову в 40 км юго-западнее Турку, а остальные достигли цели и отбомбились по ней. Но на обратном маршруте группа сбилась с маршрута и заблудилась. Пытаясь найти окно в облаках, группа рассыпалась и самолеты добирались назад на свой страх и риск.
Группа в составе Помазовского и летчиков Тимофеева, Стогниева и Горнова после долгого блуждания села на лед озера Хаухоллаярви, примерно в 20 км от Хаменлины, т.к. у Помазовского кончалось горючее. В это время над озером появились два поднятых по тревоге с аэродрома Парола устаревших истребителя Глостер «Геймкок» из учебной эскадрильи LLv 29 2-го авиаполка. Истребители обстреляли стоящие на льду самолеты. Убедившись, что они находятся на территории Финляндии, три ДБ-3 взяв на борт экипаж Помазовского взлетели и направились в сторону своей территории, предварительно, согласно докладу экипажей, сделав по оставленному на льду ДБ-3 Помазовского до 400 выстрелов. Однако это не помогло, и финны без труда вернули почти целый ДБ-3 в строй и еще до конца войны он был передан в морскую LLv 36, получив номер VP-101.


Тимофеев с Помазовским на борту совершил вынужденную посадку в районе Пярну в Эстонии. Горнов так же сел в Эстонии в районе порта Кунда, оба самолета были поломаны, но экипажи не пострадали. А вот мл. лейтенант Стогниев вполне благополучно сел на аэродроме в Красногвардейске.
Помимо Стогниева только двум экипажам удалось совершить посадку и не повредить самолеты: летчики Кузьмин и Клевцов удачно посадили свои ДБ-3 на неподготовленные площадки в Эстонии. Еще четыре экипажа сели вынужденно (три в Эстонии и один в районе Гдова), поломав при этом свои самолеты, а четыре бомбардировщика (экипажи летчиков Трутнева, Яндушева, Чайки и Сараева) пропали без вести. Два из них, согласно финским данным, были сбиты поднятыми по тревоге истребителями KoeL. Экипаж лейтенанта Яндушева попал в плен в полном составе, в плену оказались так же штурман из экипажа ст. л-нта Чайки л-нт Ушаков и стрелок-радист из экипажа к-на Трутнева старшина Даниленко. Погибли помощник командира 3-й эскадрильи капитан Н.С. Трутнев, штурман экипажа Трутнева капитан И.П. Иванов, старший лейтенант П.Т. Чайка и его стрелок-радист старшина Галанин Ф.М. погибли при попытке финнов задержать их, а экипаж старшего лейтенанта С.П. Сараева припал без вести в полном составе (штурман лейтенант Н.С. Шербаков и стрелок-радист старшина Крышинин Т.А.).
2.02.40
Бомбардировщики 53 ДБАП совершили крупный налет на ж/д узел и порт Пори. 20 ДБ-3 с высоты 3800 м сбросили на цели 198 ФАБ-100, 10 ЗАБ-50 и 24 АО-25. На обратном пути в районе Ханко самолеты были перехвачены четырьмя истребителями противника, в результате чего сбит ДБ-3 ст. л-нта С.Я. Рожкова. Экипаж выбросился на парашютах в районе о. Бенгштер, но больше о летчиках никто не слышал. Тело штурмана лейтенанта А.А. Мальчикова было выловлено в Финском заливе 7 августа 1940 г., Рожков и стрелок старшина М.А. Барнаков пропали без вести. Ответным огнем был сбит один истребитель.
13-14.02.40
13 февраля в состав 53 ДБАП прибыли 11 ДБ-3 из 11 ДБАП. 14 февраля в 53 ДБАП прибыли 53 летчика без самолетов из 8 ДБАП (Хабаровск).
17.02.40
53 ДБАП четырнадцатью бомбардировщиками нанес удар по Юлистаро, где, по мнению советского командования, находилось финское правительство. С высоты 3000 м на этот небольшой населенный пункт было сброшено 138 ФАБ-100 и 14 ЗАБ-50. Уже на обратном пути в районе Корпоо группа была перехвачена финскими истребителями, в результате чего на свой аэродром не вернулся ДБ-3 ст. л-нта А.П. Воробьева. Он и его экипаж (ст. л-нт М.Б. Афанасьев и старшина И.А. Кодацкий) стали жертвой лейтенанта Хюркки из LLv 28, летавшей на недавно полученных из Франции истребителях Моран-Сольнье M.S. 406C-1 и направленной защищать от налетов советской авиации южнее и юго-западные районы страны. Весь экипаж ДБ-3 погиб.
Еще одна девятка ДБ-3 бомбила порт Пори, сбросив на него 90 ФАБ-100. Из-за неблагоприятной погоды результатов бомбометания летчики не наблюдали.
18.02.40
Крупная сводная группа бомбардировщиков в составе 23 ДБ-3 53 дбап и 6 СБ 35 сбап бомбила станцию Лохья, сбросив на неё 6 ФАБ-500, 2 ФАБ-250, 250 ФАБ-100, 46 ФАБ-50 и 6 ЗАБ-50. Кроме того, станцию атаковала шестерка «Чаек» 38 ИАП. Уже традиционно несколько бомбардировщиков до цели не дошли и сбросили бомбы на другие объекты: пара СБ бомбила ст. Сольберг, пара ДБ-3 - ж/д перегон в р-не Карис, одиночные СБ сбросили бомбы на зенитную батарею на о. Флинтгрунд и ст. Хювинкя.
«Чайки» в количестве 47 машин сопровождали бомбардировщики до линии Сало-Рихимяки.
20.02.40
53 ДБАП силами 13 ДБ-3 с высоты 5000 м нанес удар по ж/д узлу Хаапамяки. На обратном пути бомбардировщики были перехвачены семеркой D.XXI, из которых, согласно данным полка, стрелками-радистами были сбиты шесть. Тем не менее, обратно на аэродром не вернулся ДБ-3 ст. л-нта Боева, сбитый парой Фоккеров. Все четыре члена экипажа - И.А. Боев, штурман лейтенант И.Н. Белокоз и воздушные стрелки лейтенант Н.Ф. Гробатов и старшина И.Н. Крошевников - погибли. Еще два летчика в бою получили ранения.
26.02.40
14 ДБ-3 53 ДБАП вновь совершили налет на «резиденцию финского правительства» в Юлистари,
29.02.40
Ж/д узел Хапамяки был атакован сводной группой из 41 бомбардировщика 7 и 53 ДБАП. С высоты 4500-5000 м на цель были сброшены 24 ФАБ-250, 330 ФАБ-100, и 46 ЗАБ-50. Согласно сведениям советской стороны, результат налета был оценен как «отличный». Кроме того, 4 ДБ-3 7 ДБАП бомбили Хамеенлину, а еще два бомбардировщика этого полка - ж/д пути в районе ст. Кеуру. ДБ-3 сопровождали 9 И-153 38 ИАП, которые оставили своих подопечных в р-не ст. Аккас.
2.03.40
Бомбардировщики Особой Авиабригады совершили мощный налет на ж/д узел и авиазавод в Тампере. В вылете приняли участие 43 СБ 35 СБАП, 25 ДБ-3 53 ДБАП и 36 ДБ-3 7 ДБАП в сопровождении 26 И-153 38 ИАП. Лидировал группу один СБ Управления бригады. На цели с высоты 3300-4800 м было сброшено рекордно большое количество бомб: 26 ФАБ-500, 20 ФАБ-250, 535 ФАБ-100, 126 ФАБ-50 и 104 ЗАБ-50. Результаты бомбометания были оценены как хорошие. В результате налета в городе 30 зданий были повреждены, а десять полностью уничтожены, существенный ущерб был нанесен железнодорожной станции и электрической сети города. Погибли 9 и были ранены 27 человек. В воздушном бою над целью финские истребители сбили два СБ 35 сбап.
11.03.40
В общей сложности 80 ДБ-3 7 и 53 ДБАП (47 и 33 соответственно) бомбили находившийся рядом с г. Коувола ж/д мост через р. Кюмань. На цель было сброшено 28 ФАБ-500, 125 ФАБ-250 и 210 ФАБ-100. В районе цели бомбардировщики подверглись сильному обстрелу зенитной артиллерией и были атакованы истребителями противника. 53 ДБАП ни потерь, ни побед не имел, а вот 7 ДБАП хотя и претендовал на две победы, сам потерял два бомбардировщика с экипажами. Мост разрушить не удалось.

ВВС, Зимняя война

Previous post Next post
Up