Оригинал взят у
wlad_ladyginв
24. Они сражались за Родину… Тетради штурмана Стогина (взаимосвязь судеб) В посте о Петре Романове я упомянул командира эскадрильи 108-го авиаполка - майора Горбунова, в экипаж которого был переведен штурман Алексей Прокудин. А из письма бывшего помощника начальника штаба 42-го авиаполка ДД Лисина Василия Федоровича читаю: «… Я хорошо помню командира эскадрильи капитана Горбунова И.И.. Его самолет был сбит истребителем Фокке-Вульф - 190 над городом Кенигсберг, когда экипаж возвращался обратно после выполнения боевого задания. Штурман и стрелок были убиты, Горбунов и стрелок-радист выбросились из горящего самолета на парашютах и попали в плен. Немцы предлагали ему перейти к ним на службу, но он категорически отказался. Во время перевозки внутрь Германии он вместе со стрелком-радистом взломали вагон и выпрыгнули из эшелона. Пробирались обратно разными путями. Капитан Горбунов возвратился в полк, если мне память не изменяет, месяца через три. Радист вернулся немного позже. Как мы были рады их возвращению…»
В наградном листе на капитана Горбунова нахожу подтверждение этому факту: «…19.3.42 года при бомбардировании политического центра Данциг самолет, пилотируемый капитаном Горбуновым, был сбит истребителем противника Ме-110. После возвращения в часть, т.е. с 23.12.42 товарищ Горбунов произвел 55 успешных боевых вылетов ночью…». Это на момент датирования данного документа - 22.03.44 г.
Но далее из подробных очерков штурмана Стогина Николая Яковлевича из 455-го авиаполка ДД, сохранившихся в архиве переписки Сергиенко, открылось удивительное описание о плене наших героев и подробности их побега. Ил-4, на котором Стогин летел на задание, в сложных метеоусловиях полета потерпел аварию. В сплошных грозовых облаках самолет обледенел и стал резко терять высоту. Заглохли двигатели. Надежда запустить двигатели на более низкой высоте разом рухнула - самолет на 700 метровой высоте попал в сильнейший поток воздуха и, опрокинувшись на спину, стал окончательно неуправляемым. Раскрыв парашют, Стогин больше никого не увидел, только в дали горевший на земле свой самолет. Этот злополучный полет случился 22 июля 1942 года. Потом долгий путь на восток. В дальнейшем Стогина выдала полицаям жительница одной из деревень, куда Стогин зашел в надежде раздобыть еду. Так он попал в плен.
А вот стрелок-радист Альхименко П.П. из экипажа ГСС майора Брысева, в котором в дальнейшем летал штурманом Николай Стогин, об этом рассказывает несколько иначе: «… В конце июля 1942 года под Псковом самолет, в экипаже которого он (Стогин) был штурманом, был сбит немецкими истребителями. Летчику ст. лейтенанту Иванову и ему удалось спастись на парашютах, радист и стрелок погибли. Блуждая по территории, оккупированной немцами, он вышел на окраину деревни, где пасся скот, пастух в разговоре с ним обещал познакомить с людьми, имеющими связь с партизанами, а в место этого предал, передав его в руки полиции…» Все это частности, но факт предательства «местных» все же имеет место.
Сначала лагерь смерти Даугавпилс, затем лагерь под Ригой. «…Нас одиннадцать человек летного состава, вскоре приводят еще двух - командира АЭ 108-го полка (точнее 42-го, Владимир), моего хорошего знакомого летчика капитана Горбунова и его воздушного стрелка Дашенкова. Они сбиты над Кенигсбергом. Горбунов с обгоревшим лицом был еще в унтах. Увидев меня, он заулыбался…». Описание данного периода можете прочитать из первых рук, и почерком самого штурмана Стогина:
Тетрадь 1:
http://yadi.sk/d/QKBh7FR70zqF2 Тетрадь 2:
http://yadi.sk/d/-SW2Cnm51Utxh Тетрадь 3:
http://yadi.sk/d/C5EMN-ny1ft8C Тетрадь 4:
http://yadi.sk/d/qsE1Z1C_21jss Одним словом - ребята жили одним: мечтой о побеге. И случай представился. Всю группу, а к ней прибавилось еще несколько человек, погрузили в товарный вагон, прицепленный в конце состава, и под усиленным конвоем, расположенным в тамбуре соседнего вагона, отправили в Польшу. Ребята ножом «пропилили» доску возле засова, закрученного проволокой снаружи, но ошиблись. Распутать проволоку с этого расстояния было не возможно, а следующая остановка была конечной. Отчаянно начали по очереди расшатывать решетку окна, и наконец, ее выставили наружу. «…Пролом готов. По своим размерам через него не все могли пролезть. Крупный по телосложению Горбунов крикнул мне - «Коля действуй! Освободи от проволоки запор!»… Меня подхватили на руки и, подняв под потолок, сунули ногами в проем. Я вишу на той стороне вагона на вытянутых руках, держась за край пролома…» С неимоверными усилиями Стогину удалось освободить от проволоки засов и его открыть. Затем он спрыгнул. За ним прыгнул еще один узник - инженер-майор Дмитрий Терещенко, спешивший ему на помощь. «… Это было днем под Вильно, 19 сентября 42 года…» Они через несколько суток, наконец, добрались до партизан, а затем вернулись на большую землю в свои части. Но как этого сделали другие, Стогин не знает.
А вот возвращались Горбунов и Стогин после проверки «их темного недавнего прошлого» в суздальской крепости из Москвы в свою дивизию в Ярославле вместе.
А в 1948 году, когда штурман Прокудин уволился из армии по состоянию здоровья, на его место и назначили штурманом Стогина из расформированного к тому времени 109-го бомбардировочного авиаполка в экипаж командира АЭ Иллариона Ивановича Горбунова. Вот так они встретились вновь и стали летать вместе…
Теперь мы знаем, что в 108-ом авиаполку были эскадрилья Новожилова и эскадрилья Горбунова. А кто возглавлял третью эскадрилью? Когда знакомился с первым наградным листом на Горинова Павла, то подписывал его ИО командира полка капитан Шурухин Виктор Яковлевич, и датировался этот документ периодом отсутствия майора Родионова Ивана Васильевича по причине его недолгого пленения и выяснения обстоятельств, связанных с этим, о чем я уже упоминал. Капитан Шурухин и был командиром этой третьей АЭ полка, и, как правило, именно он иногда замещал командира 108-го авиаполка Родионова.
Неожиданно открывается новый пласт - судьба штурмана Николая Стогина. А параллельно с ней короткий и полный трагизма героический боевой путь двух полков - 200-го и 53-го дальнебомбардировочных авиаполков, входивших в начале войны в 40-ю дальнебомбардировочную авиадивизию. Об этом читайте опять из очерка самого Стогина:
http://yadi.sk/d/qZvIs6wK0Avfi