Уголь и Мир.

Feb 05, 2023 15:30





До боли знакомая картина. Китайские братья шахтеры на горбу тащат секцию скребкового конвейера весом в двести килограмм.

В качестве воскресного чтива сделаю небольшой обзор тенденций, происходящих в мировой угольной промышленности.

На фоне всех тех событий, происходящих на Украине и вокруг Украины, все эти события затирают все то, что происходит помимо Украины. А в мире, параллельно, происходят еще очень интересные события. Несмотря на всю т. н. зеленую повестку, в мире сейчас происходит ре6нессанс угольной промышленности. Бурный ее рост несмотря на все потуги зеленых бесов. Вот некоторые вехи из сегодняшней мировой угольной промышленности:



«По словам аналитиков и официальных лиц, энергетические компании Индии, вероятно, увеличат импорт угля в этом году, чтобы справиться с резким ростом спроса, усилившимся за последний год из-за экстремальных температур и узких мест в перевозках, которые нарушают внутренние поставки угля.

Неуклонный рост потребления электроэнергии в промышленности в последние годы привел к тому, что коммунальные предприятия Индии, одной из самых быстрорастущих крупных экономик мира и второго по величине потребителя и импортера угля, утратили запас прочности для противостояния чрезвычайному спросу или перебоям в поставках.

Дополнительные закупки Индией на мировом рынке, откуда она получает почти четверть своего угля, а также стремление крупнейшего импортера, Китая, нарастить промышленную активность после ослабления ограничений, связанных с пандемией COVID-19, могут подтолкнуть вверх мировые цены на уголь, снизившиеся после достижения ими рекордного максимума в июне, в основном из-за более теплой, чем ожидалось, зимы в Европе.

Рекордная добыча угля в Индии уменьшила дефицит топлива на складах электростанций в конце 2022 года до среднего уровня, позволив сформировать 12-дневный запас, вместо 9-дневного, наблюдавшегося в начале текущего финансового года в апреле 2022»

«Предполагается, что индийские электростанции будут сжигать примерно на 8% больше угля в следующем финансовом году (апрель 2023 - март 2024), согласно высокопоставленному правительственному чиновнику и презентации министерства энергетики. Это связано с тем, что страна не достигла своей цели по возобновляемым источникам энергии, установленной на 2022 год, промахнувшись более чем на 30%. Ожидается, что спрос на уголь для коммунальных предприятий в следующем финансовом году достигнет 821 млн тонн.

Индия, третий в мире по величине потребитель энергии, цепляется за уголь для обеспечения энергетической безопасности, пытаясь вернуть свою экономику в нужное русло после ее замедления в период пандемии коронавируса и стараясь предотвратить нехватку электроэнергии, которая привела к простаиванию заводов и отсутствию электричества в деревнях во время сильнейшей жары.

Два правительственных чиновника, знакомые с данным вопросом, заявили, что из-за ограничений, связанных с пандемией, к 2022 году Индия добавила в свою энергосистему только 120 гигаватт (ГВт) ВИЭ из запланированных 175 ГВт.»

***

«Министерство энергетики и минеральных ресурсов Индонезии поставило перед собой задачу увеличить добычу угля в 2023 году. План добычи угля на 2023 год составляет почти 700 млн тонн.

Директор по развитию добычи угля Главного управления полезных ископаемых и угля Министерства энергетики и минеральных ресурсов Индонезии Лана Сария сообщила, что целевой показатель добычи угля в 2023 году установлен на уровне 694,5 млн тонн. Это больше, чем производственный план 2022 года в размере 663 млн тонн.»

***

«Японская компания Kyushu Electric Power Co Inc планирует использовать коксующийся уголь, ключевой ингредиент для производства стали, на своих угольных электростанциях в качестве альтернативы энергетическому углю. Энергетики рассчитывают сэкономить, воспользовавшись более низкими ценами на коксующийся уголь.

Японские коммунальные предприятия страдают от роста затрат на закупку топлива из-за резкого роста цен на ископаемые виды топлива, такие как энергетический уголь, а также из-за ослабления иены.

«Как вариант, мы рассматриваем возможность сжигания коксующегося угля на наших электростанциях, поскольку коксующийся уголь дешевле энергетического», - заявил президент компании Kyushu Electric Кадзухиро Икебе на пресс-конференции, состоявшейся на прошлой неделе.

Коксующийся уголь торгуется с необычайно большой скидкой по сравнению с энергетическим углем, который используется в основном для выработки электроэнергии и пользуется сейчас большим спросом из-за перебоев с поставками энергоресурсов из России«

***

»Немецкая энергетическая компания Uniper заявила, что продлевает коммерческую эксплуатацию электростанций Heyden 4 и Staudinger 5, работающих на угле, как минимум до 31 марта 2024 года.

В объявлении, размещенном на платформе немецкой энергетической биржи (EEX), компания Uniper сообщила, что данная мера принимается в рамках Акта правительства Германии о замещающих электростанциях (Ersatzkraftwerkebereithaltungsgesetz - EKBG) для обеспечения энергоснабжения в предстоящие зимы. Этот закон преследует цель использовать как можно меньше газа для выработки электроэнергии, заменяя его другими источниками энергии. Угольные электростанции задействуются для экономии природного газа и подготовки к возможной нехватке газа, говорится в сообщении.

Также сообщается, что электростанция Heyden 4 в Петерсхагене недалеко от Миндена ранее прекратила коммерческую эксплуатацию в рамках программы по сокращению угольной генерации, но 29.08.2022 вернулась в строй из резерва на основании акта EKBG и связанного с ним первого постановления. Сначала это первое постановление позволяло электростанциям вернуться на рынок только на срок до 30 апреля 2023 года. Теперь же этот срок продлен, и электростанциям разрешено продолжить работу максимум до 31.03.2024, говорится в сообщении компании Uniper. Общая мощность электростанции Heyden 4 составляет 875 МВт»

***

«В этом году Китай планирует ускорить строительство электростанций, работающих на угле и природном газе, параллельно с масштабными инвестициями в возобновляемые источники энергии.

Согласно отчету, опубликованному в 19 января Советом по электроэнергетике Китая, в 2023 году в энергосистему страны будет добавлено около 70 гигаватт генерирующих мощностей, работающих на ископаемом топливе, по сравнению с 40 гигаваттами, введенными в прошлом году. Это связано с тем, что Пекин уделяет больше внимания энергетической безопасности из-за нехватки электроэнергии и нестабильности мировых цен на топливо.«

Китай сегодня является крупнейшим потребителем угля в мире. В прошлом году Китай добыл у себя свыше четырех миллиардов тонн угля. Плюс к этому ввез еще свыше трехсот миллинов тонн угля. И на этом он пока не планирует останавливаться. То, что он намтил к 2040 году сделать свою экономику с нулевым углеродным выбросом, совершенно ни о чем не говорит. Несколько лет назад, вся эта зеленая повестка затмила все вокруг мировой энергетики. Но как говорится, мир живет немного по другому и что будет к 2040 году не знает никто. Делаются всего лишь прогнозы.

Сейчас в сети очень много обзорных материалов, посвященных потреблению угля в Китае .А потребление угля в Китае сильно влияет на добычу угля во всем мире. И  его цену. Имея некоторые цифры, связанные с добычей угля в Китае, можно сделать небольшую аналитику в китайской угольной отрасли.

Есть достоверный цифры добычи угля в Китае за 2019 год. В 2019 году Китай добыл угля в количестве 3520 миллионов тонн. Свыше пяти миллиардов тонн. работающих шахт и разрезов на этом момент в Китае было 107оо единиц. Можно приблизительно посчитать, сколько в среднем добывалось  в Китае на одной шахте или разрезе. Получилось, что средняя годовая добыча одной китайской шахтной единицы составляла 328971 тонн в год. Но это усредненная цифра, она интересна, но ничего не дает для анализа.

Есть цифры поинтересней.

Северным землям Китая больше присущ уголь высокого качества. Основные объёмы антрацитовых залежей получают в провинциях Гуйчжоу и Шаньси. Последняя носит почётное звание крупнейшей угольной провинции Китая. На её территории насчитывается 978 угольных шахт. В 2019 году месторождения Шаньси принесли КНР 980 млн т угля.

ЕСли разделить общее количество добытого угля в этой провинции на количество шахт, то можно получить более конкретную цифру.

В северных провинциях средняя добыча угля на одной шахте составляет 1002044 тонн в год. Свыше  миллиона. Исходя из своего опыта работы в угольной промышленности, я могу из этой цифры сделать кое какие выводы.

Обычно срок жизни шахты с такой высокой годовой добычей редко превышает двадцать лет. Значит ,что бы добыча угле не уменьшалась в последствии, Китаю надо держать примерно такое же количество шахт. Вместо закрывающихся надо строить новые. Но сведений о строительстве новых шахт, как и сведения о закрывающихся шахтах в сети сейчас найти невозможно. Но можно сделать прикидку, сколько Китаю надо затратить средств в течении следующих двадцати лет, что бы добыча угля не падала.

Стоимость строительства шахты с годовой добычей в два с половиной миллиона тонн угля в год лежит в пределе 400 - 500 миллионов долларов. Стоимость строительства шахты с годовой добычей угля в 10 миллионов тонн в год будет не сильно отличатся по стоимости шахты с добычей в 2.5 миллиона тонн. Сейчас в Китае отрабатываются угольные пласты мощностью 7 - 8 метров. Мелочь, наподобие донбасской в Китае не отрабатывается и такие шахты в Китае сейчас массово закрываются. Подземная инфраструктура шахты с добычей в 1 миллионн тонн, будет не сильно больше, чем инфраструктура шахты с добычей в 2.5 миллиона. Чуть больше будет подземная угольная цепочка и структура шахтных подьемов. Так что цифру в 500 миллионов долларов на строительство одной шахты, можно применить и к китайским шахтам.

И получается,  для того что бы добыча угля в Китае не снижалась, Китаю в течении двадцати лет нужно вложить в развитие шахт примерно  пол миллиарда долларов . 500 000 000 долларов.

Но это только лишь в одной провинции. Которая добывает примерно четвертую часть угля в Китае. А на всю китайскую угольную добычу надо в течении двадцати лет вложить два триллиона долларов. Очень большая и серьезная цифра. Которую никто и никогда не учитывает в своих обзорах дальнейшего развития Китая.

Сейчас политика руководства Китая направлена на снижение зависимости от экспорта в критических отраслях своей промышленности. А энергетика это очень критическая отрасль для Китая. Сейчас Китай в  основном все оборудования для угольной промышленности производит сам. И достиг в этом значительных успехов. Свое оборудования в Китае на уровне мировых образцов. Но такое было не всегда .Когда то мне пришлось работать на мелких механизмах китайского производства и на алогичном механизме английского производства известной торговой марки Макита. Английский механизм был намного лучше.

До 80-х годов прошлого века добыча в китайских шахтах основывалась на традиционных методах, характеризующихся низким уровнем механизации. Тем не менее, при любой эксплуатации месторождений требуется участие должным образом подготовленного персонала. Учитывая очень плохие условия труда и низкий уровень безопасности, это стало серьёзным препятствием для дальнейшего роста добычи. Необходимо было повысить производительность, а для этого нужна была механизация горных работ. А так как в то время машиностроение для горной добычи в Китае было развито слабо, машины начали закупать в других странах, включая Польшу. Польские предприятия поставляли в Китай все виды горнодобывающих машин и оборудования и даже полностью проектировали и оснащали промышленные объекты (предприятия по обогащению угля). Взамен поляки получали продовольствие, текстиль и некоторые виды сырья. Производство разработанной на Висле горной техники позднее осуществлялось китайскими предприятиями, построенными специально для этой цели с нуля. Иногда у техники даже сохранялись польские названия - так в 2002 году в каталоге продукции сегодняшней фирмы BMJ имелась механизированная крепь FAZOS 15/31. Это неудивительно, потому что польские горные машины тогда были символом высокого и проверенного технического уровня.

Есть в России известный металлургический холдинг Северсталь. Это интегрированный холдинг. В его состав входят шахты по добыче коксующегося угля. Все лавы на этих шахтах заряжены импортным оборудованием. Чешская механизированная крепь и германские добычные комбайны. Сейчас поставки такого оборудования под санкциями. Некоторый запас прочности оборудования на шахтах Северстали еще есть. Но насколько его хватит, вопрос. Поэтому сейчас продукция Южной металлургической компании из Донбасса востребована в России. И востребована и в связи с этим фактором. Шахты по добыче коксующегося угля в ЮМК работают на отечественном оборудовании.

Есть для Китая еще один фактор, связанный с финансовыми затратами. Многие наверное слышали о китайских городах призраках. Полупустых. И все задаются вопросом, а для чего. Большинство этих городов призраков построены в районах добычи угля.

Огромные залежи высококачественного каменного угля были обнаружены в автономном регионе Внутренняя Монголия, и за последние пару десятилетий там буквально из ничего вырос большой город - Ордос. Город был спроектирован на полтора миллиона жителей, но сегодня там проживает всего 300 000 человек, а большие жилые и офисные небоскребы стоят пустыми. Поэтому его часто называют «город-призрак». В нескольких десятках километров от его центра находятся очень современные каменноугольные шахты, принадлежащие концерну Шеньхуа Шендонг. В техническом и организационном плане они находятся на высшем мировом уровне. Шахта Балианта, принадлежащая концерну Шеньхуа Шендонг, расположена недалеко от города Далюта в автономном регионе Внутренняя Монголия в Китае. Ежегодно там 1500 работниками добывается 28 миллионов тонн каменного угля. Добыча осуществляется тремя лавами. Одна из них имеет высоту 7 метров и производит в среднем 40 000 тонн высококачественного энергетического угля в день.

Китай в политике строительства больших городов так же смотрит в будущее. Которое связано с развитием своей энергетики.

Уголь в современном мире сейчас является едва ли не основным источником энергии. Особенно для стран третьего мира. В которых нет собственных запасов газа и нефти.  Фактор доступности  определяется еще и тем, что добыча угля не очень затратная. И уголь будут добывать еще долго. Что бы там ни говорили зеленые бесы.

Часть материалов из журнала Elizabeth Nechaeva - https://coal-liza.livejournal.com/

Еще материалы с ресурсов

https://famurpro.com/ru/tak-razvivalas-dobycha-uglya-v-kitae

https://dprom.online/chindustry/ugol-v-kitae-ne-zavisimoe-gosudarstvo/

уголь, Мир., шахта

Previous post Next post
Up