Б - безопасность.

Jan 29, 2020 16:14

Сейчас, когда сетевая общественность очень сильно озабочена проблемами короновируса, а так же вопросами Украины, Польши и прочей лабуды, то любой другой вопрос теряется на этом фоне и не вызывает интереса. Но это не совсем так, вирус когда нибудь победят, Польша догавкается до следующего раздела, а Украина...? Ну вы сами понимаете. Есть некоторые вещи, такие же интересные и гораздо красивее короновируа, который сейчас публикуют в большом разрешении. Один такой материал я хочу представить. Он обьясняет почему до сих пор не работает Луганский тепловозостроиельный и почему в Крым едут обезличенные локомотивы и создана специальная Крымская железная дорога. Персонально я не буду об этом писать ( О Крыме и железной дороге). Просто потому, что это плавно вытекает из того материала, что я
напишу.



Это внутренне убранство новейшего российского локомотива 2 ТЭ 25 КМ. Их на сегодняшний день выпущено почти полтысячи штук. И выпускаются они на Брянском машиностроительном (тепловозостроительном) заводе.



А это внутреннее убранство тепловоза 2 ТЭ 116 У. Этот тепловоз выпускался на Луганском тепловозостроительном заводе и выпущено их было под четыре сотни. То же много. Есть отличия в убранстве, но их немного. На луганском несколько сигарет и блокнот для записи. Ну и расположение дисплеев зеркально. И несколько разная рукоятка контроллера.

Интересно в данном случае другое. Вот эти два ЖК - монитора, которые совсем не мониторы, а бортовые компьютеры.  Тот, который на брянском слева,а на луганском справа - это компьютер системы КЛУБ. Комплексной ситемы локомотивной безопасности.

"Комплексное локомотивное устройство безопасности (КЛУБ) устанавливается на тяговом и самоходном железнодорожном подвижном составе (локомотивы, МВПС, дрезины) и функционально сочетает в себе автоматическую локомотивную сигнализацию и электронный локомотивный скоростемер. Наибольшее распространение получил КЛУБ-У (унифицированный, то есть приспособленный для установки на всех типах локомотивов и моторвагонных подвижных составов (МВПС))."

И второй монитор, так же не совсем монитор, а так же бортовой компьютер. Если систему КЛУБ можно назвать внешним компьютером, который отвечает за  обстановкой вне тепловоза. Скоростью, воспринимает сигналы светофора, подает машинисту сигналы бдительности. То второй компьютер это внутренний бортовой компьютер, который полностью отвечает за работу всего тепловоза. Дизеля, главного генератора, осевых тяговых двигателей, систему охлаждения и смазки .И самое главное, он с помощью встроенной системы управления, управляет оборотами дизеля и его мощностью. Иными словами, если этот компьютер выйдет из строя, то тепловоз встанет как вкопанный и сдвинуть его можно будет только пиханием снаружи.

Система КЛУБ производится в России, в Ижевске. А бортовой компьютер это детище германской фирмы GERSYS. Достаточно загадочной, но тем не менее, являющейся мировым монополистом по производству тепловозных бортовых компьютеров.  Но на российском сайте GERSYS весьма скромная информация.

"Добро пожаловать в GERSYS

Мы разрабатываем и производим устройства индикации для рельсовых и специальных транспортных средств, а также специализируемся на заказной разработке встраиваемых систем.

Устройства GERSYS используются по всему миру.

Мы работаем почти со всеми известными производителями рельсовых транспортных средств - например, локомотивов для обычных или дальних грузовых перевозок, региональных или скорых поездов, городских железных дорог или трамвайных систем. Наши приборы также используются в специальных транспортных средствах в сферах строительной техники и горнодобывающей промышленности

В нашей штаб-квартире в Вольфратсхаузене работает более 35 ИТ-специалистов и электротехников.

Компания имеет надежное финансирование и высокий коэффициент долевого участия.

Нашим успехом мы обязаны многолетней преданности наших постоянных клиентов и постоянно растущему числу новых.

Мы являемся одним из немногих производителей, имеющих собственную испытательную лабораторию и современное оборудование, которое используется для обеспечения качества продукции и тестирования прототипов.

Естественно, наша компания как в Германии, так и в России сертифицирована по системе ISO

Многолетний опыт работы в секторе железнодорожной техники и разработке компьютеров промышленного применения.


Более 20000 устройств GERSYS в повседневной эксплуатации на железных дорогах
Глобальное использование наших технологий в рельсовых транспортных средствах."
Читаю я эти строчки и перед глазами игра Дум 3. Голос за первым кадром в игре "Добро пожаловать на марсианскую станцию" И сразу же подумалось, что если кто то попадет в главную штаб - квартиру Герсиса. то на него изо всех углов будут нападать злодеи и чудища.

Сама главная штаб - квартира Герсиса очень скромная. Скорее всего всю ее продукцию делают в Китае. В России так же есть филиал Герсиса и находится он в Батайске, рядом с Ростовом.

Бортовые компьютеры GERSYS устанавливаются на все локомотивы и самоходный подвижной состав, который выпускается в России.

И это действительно компьютеры. Вот характеристика одного из них, BC 3400. Который ставят на российские локомотивы

Процессор:
x86 (VIA Eden,
Nano, Vortex,
Celeron, ATOM),
PowerPC

Клавиатура:
25/32 кнопок с
технологией
Touch
Расположение UIC

Память:
Compact Flash,
Hard disk, CD-ROM

Интерфейс:
CAN, MVB,
RS232/422/485,
Ethernet, USB, LZB,
Sound, Video

ОС:
XPe, LINUX, QNX,
DOS, CE
Я немного поискал дополнительных сведений. На российские изделия устанавливается Пентиум 3 или его аналог. Частотой 500 Мггц. Удивительно. Сейчас все продвинутые пользователи оперируют многоядерными процессорами с огромной видео и оперативной памятью, а тут третий пентюх. Но третий Пентиум очень сбалансирован в тепловом режиме. У меня был компьютер с третьим пентиумом с частотой 800 Мггц. Я полгода работал с остановившимся вентилятором охлаждения процессора и заметил это тогда, когда чистил системный блок внутри от пыли. И он нормально работал.

На этом компьютере стоит интересная операционная система. Windows XP Embedded

"Windows XP Embedded - это компонентная версия Microsoft Windows XP Professional c дополнительными возможностями для встраивания и инструментарием, поддерживающим процесс разработки специализированных образов операционной системы.

Основной целью разработки специальной версии XP, Embedded, было создание встраиваемой системы с богатыми функциональными возможностями, максимально совместимой как с имеющейся настольной операционной системой и существующим прикладным программным обеспечением, так и с привычным для программистов процессом разработки прикладных программ.
Что представляет собой Windows XP Embedded?

Windows XP Embedded является одной из трех компактных версий операционной системы Windows, наряду с Windows Embedded CE и Windows Embedded for Point of Service. Среди встроенных операционных версий Windows только Windows XP Embedded предлагает полный набор функций (или, по крайней мере, основу для обеспечения полного набора функций) для клиентского компьютера, работающего под управлением Windows XP Professional. В ее основе лежит Windows XP Professional с пакетом обновления 2 (SP2); однако Windows XP Embedded отличается от стандартной операционной системы Windows XP крайне высоким уровнем модульности своей структуры. У Windows XP Embedded нет того, что можно было бы назвать стандартным образом установки. Вместо этого набор средств под названием Windows Embedded Studio используется для создания специальным образом настроенной среды Windows XP Embedded для любого создаваемого устройства, и в эту среду включаются только необходимые устройству функциональные возможности. Если вам не требуется DirectX или проводник Windows, просто не устанавливайте их. Такая модульность означает, что у каждого создаваемого и разворачиваемого образа Windows XP Embedded будет меньшее число составляющих, что приводит к уменьшению нагрузки на администраторов и повышению безопасности, а также появлению возможности работать более дешевом оборудовании. С некоторыми из существующих вариантов можно ознакомиться с помощью средства Target Designer (входит в состав набора Windows Embedded Studio)

Возрастающее число ситуаций использования является идеальной базой для применения устройства, работающего на основе Windows XP Embedded. Например, рассмотрим компании, поддерживающие работоспособность больших центров обработки вызовов службы поддержки клиентов. Во многих случаях представителям центра обработки вызовов требуется одно или два приложения внутренней разработки и, возможно, обозреватель Интернета. Они используют только небольшую часть возможностей своих компьютеров, поэтому Windows XP Embedded позволяет отказаться от избыточных возможностей. Меньший набор функциональных возможностей означает сужение области, подверженной ошибкам, и возможностей для атак на систему безопасности.

Поскольку устройства, основанные на Windows XP Embedded, обладают ограниченным набором функций, они могут выполняться на менее мощном и зачастую более дешевом оборудовании. Ряд производителей выпускают системные платы, в которых используются процессоры с низким энергопотреблением, совместимые с процессорами Intel. Такие системные платы обладают крайне малыми размерами, малым потреблением мощности и зачастую не используют вентилятора, поскольку не нагреваются во время работы. Они очень хорошо работают в составе компактных встроенных устройств, возможности которых ограничены выполнением только ограниченного набора приложений.

система поддерживает дополнительные возможности для встраивания:

Enhanced Write Filter, т. е. загрузка с носителей только для чтения; зашита носителя от записи;
загрузка с CompactFlash;
загрузка с CD-ROM, по стандарту El Torito;
загрузка с устройств Disk-On-Chip;
загрузка операционной системы из сохраненного файла, режим Hibernate Once Resume Many, загрузка операционной системы происходит за 5 с в заранее настроенное состояние.
автономные устройства (без мыши, монитора, клавиатуры);
загрузка по сети (PXE), загрузка системы в образ, находящийся на сервере;
агент обновления устройств (DUA), позволяет обновлять образ после развертывания;
перехват системных сообщений;
использование оболочки операционной системы."
Это операционка до сих пор поддерживается Майкрософтом.

Сам компьютер находится позади монитора и составляет единый блок.

Если кто то думает, что бортовые компьютеры это веяния нашей новой эпохи, то они ошибаются. Первые бортовые компьютеры ставили на тепловозы еще при СССР на Луганском тепловозостроительном.  Их начали ставить на 2 ТЭ 116 последних серий. И выпускало эти компьютеры Северодонецкое ПО Импульс.  Интересная контора. Особо не распиаренная .Выпускало  системы, управляющие всеми процессами на атомных советских станциях. Работало на оборонку. Свой аналог тепловозного компьютера Импульс выпускает до сих пор.



Этот компьютер сильно напоминает электронную аппаратуру, которую ставят на оборонке и на спутники. Старая школа. Несколько поболее чем германский, но зато своя элементная база. И он два в одном. И КЛУБ и компьютер в одном блоке. Экран сенсорный, не хухры - мухры. Но в России отдали предпочтение более продвинутому и проверенному. Германскому.

И в связи с этим возникает много вопросов. Связанных с возможностью дистанционного вмешательства в работу такого компьютера.  Раз, и все локомотивы в России и стали. Пример - дистанционное вмешательство в работу иранской атомной станции Бушер. Электронику на которую поставлял германский Сименс.

Бортовой компьютер германский, операционка американская. И санкции витают вокруг. Вот это положение вещей, есть дополнительный повод для шантажа России. Поэтому Трансмашхолдинг ведет себя тише мышей. Особенно в вопросах поставок локомотивов в Крым. И старается вообще не упоминать про Луганский тепловозостроительный.

http://www.gersys-russia.com/
http://bourabai.kz/os/xp-emb.htm
Фото с ресурса Траинпикс.

техника, мир, тепловозы

Previous post Next post
Up