Не терзайте прошлое. Вы выстрелите в него из пистолета, а оно в ответ даст по вам залп из артиллерийских орудий.
Сто лет. Но до сих пор нет обьективной оценки того, что произошло в столице империи. Потому что это событие провело черту. Черту через души людей. Разорвало империю напополам. Разорвало на две правды. С одной стороны оказалась красная правда. С другой - белая. И черта эта существует по сей день. И поэтому все, связанное с тем событием рассматривается сквозь эту черту. И у каждого своя правда. Правда красная. Правда белая. Но правда ведь одна?
Моя бабуля встретила революцию за станком патронного завода. Шла война, мужики были на фронте. А бабуле было тогда девятнадцать лет. Взрослая уже. Да и ее отца, моего прадеда уже не было в живых. Он умер за семь лет до этих событий. А семья была большая.
Она мне рассказывала, как она встретила революцию. Работала на станке, который окончательно выштамповывал гильзы из заготовок. Работа монотонная. Полная жменя заготовок, которые по одной надо подавать в штамп. Роботала она в тот день в ночную смену. С полузакрытими глазами, как она рассказывала. Приход революции для нее выразился в том, что как она говорила, какой то молодой сорванец пробегая, выключил ее станок. Она, полусонная, пришла в себя и опять включила станок. Второй сорванец, остановился возле нее, выключил станок и сказал, что в столице революция. ЦАРЯ СКИНУЛИ!
Для нее революция заключалась в событии, связанным с тем, что "скинули царя". Это событие и явилось революцией! Работа на патронном заводе давала зароботок, который дал возможность выжить всей ее большой семье. Патроны - это ведь хлеб любого конфликта, любой революции. Тогда патронный работал и при красных, и при белых, и при зеленых, и при голубых. Всем нужны были патроны.
Бабуля не любила Советскую власть, не любила лютой ненавистью. Странно было это слушать от нее, той, у которой вся сознательная жизнь прошла при этой власти. Может она знала токое, что нам не рассказывали и не спешила этим знанием поделиться со мной.
У нее в семье было одиннадцать детей. До взрослой жизни дожило только шестеро. Жизнь была не мед. Бабуля закончила четыре класса церковно - приходской школы. Чему ее там учили, по ее рассказам я смутно помню. Но за то я хорошо помню, как бабуля мне преподавала уроки по Закону Божьему. Его она выучила на отлично. Полсотни лет прошло, а она его помнила.
В свзи с приходящим юбилеем на телевидении активизировались всяко - разные. Но т. к. сейчас правит бал белая правда, то и все события они преподносят под этой правдой. Одна особь восхищалась образованием в России для простолюдинов. Приводил пример церковно - приходской школы. С гордостью оповещал, что там обучали грамоте,счету и делал акцент на преподавание географии. Мол смотрите, географю преподали! Ну и давайте посмотрим.
Церковно приходские школы были двух классные, были трехклассные и были четырехклассные. Но здесь "класс" надо рассматривать сугубо с привязкой к той эпохе. Это не тот класс, к которому мы привыкли. Класс в том времени, как степень образованности, а не количество обученных лет. Потому что тогда один класс заканчивали за время учебы в два года. И получалось, что двухлетка церковно - приходской школы - это четыре года обучения. Это начальный уровень. Трехлетка - шесть. Четырех летка - это восемь лет, по современному неполное среднее образование.
И возникает вопрос, а что правописание, счет и географию в церковно - приходской школе преподавали восемь лет? А что еще? Закон божий. По которому вплоть до самой революции, земля покоилась на трех китах и т. д. Церковно - приходская школа - иструмент для закрепления косности сословного устройства империи в то время. Закончивший четыре каласса церковно - приходской школы имел возможность всего лишь поступить в педогогическое училище, где готовили преподавателей для ...церковно - приходских школ. Для дальнейшего образования такие школы не давали соответствующего уровня заний. Да и денег для платы за обучения у того сословия не было.
Бабуля в Советское время воспитывала мою маму. Воспитывала одна. Так получилось. Мама моя получила высшее образование, несмотря на такие обстоятельства. А жили бы они в дореволюционное время, удел бы моей мамы - многодетная семья с полдуголодным и полунищенским существованием. И такую возможность моей маме дала Советская власть.
Вот статья откровенного либирала, Владислава Иноземцева, да еще вдобавок,
опубликована на сайте Эха Москвы. Но прочтите ее. Там есть здравые мысли. Она стоит того.
"О некрополе на Красной площади"
АВТОР
Владислав Иноземцев
д.э.н, директор Центра исследований постиндустриального общества
Наступление столетнего юбилея Октябрьской революции, идеологические побоища вокруг памяти государя императора и в целом обострение политической шизофрении ввиду приближения события, ошибочно идентифицируемого с выборами - всё это вывело в топ общественных дискуссий вопрос о захоронении тела В.Ленина ради «прощания» с коммунистическими идеалами и советским прошлым.
На мой взгляд, этот шаг вовсе не поможет преодолеть существующие сегодня в обществе и возникшие отнюдь не при большевиках авторитарные наклонности. Чтобы убить в себе рабов, нашим гражданам нужно раскопать и осквернить слишком много могил - начиная как минимум с Ивана Грозного; надо избавиться от слишком большого числа давно переживших себя институтов - и прежде всего от РПЦ; стоит, наконец, перестать относиться к своей собственной истории как к чему-то, способному возбудить чувства, отличные от ужаса, порождаемого осознанием совершённых ошибок и понесённых жертв.
И так как ничего из перечисленного в ближайшее время не случится, то я не думаю, что дискуссия о Ленине имеет особые перспективы - тем более что любое действие в этом направлении потянет за собой много других вопросов. Стоит ли убрать все захоронения у Кремлёвской стены? Ликвидировать колумбарий в самой стене? Наконец, демонтировать или снести мавзолей, который стал не меньшей достопримечательностью Москвы, чем нелюбимая когда-то Эйфелева башня - символом Парижа? Все эти вопросы способны завести дебаты в тупик и превратить их ну просто в совершенную бессмыслицу.
Мне кажется, что стоило бы обсудить и противоположный вариант - на первый взгляд шокирующий.
Некрополь у Кремлёвской стены, как к нему ни относиться, является символом Советского Союза в той же степени, как захоронения в Успенском соборе - символом Московского царства, а усыпальница в Петропавловском храме - символом Российской империи. И поэтому он достоин сохранения. И, я не побоюсь сказать - даже расширения и дополнения. Сам по себе акт перенесения останков Николая II и членов его семьи в Санкт-Петербург подталкивает именно к такой мысли - завершить строительство советского некрополя и навечно оставить его символом этой драматичной и ужасной эпохи истории.
Что я имею в виду? Во-первых, сейчас постоянно говорится о репрессиях сталинских времен, в которых погибли десятки людей, делавших большевистскую революцию, но потом показавшихся опасными и непредсказуемыми «вождю народов». Где многие из них закончили свой земной путь и сохранились ли от них хотя бы такие же останки, как от расстрелянного ими императора, мы не узнаем. Однако и в такой ситуации в некрополе можно было установить кенотафы Каменева, Зиновьева, Бухарина, Рыкова, других видных большевиков. Это напоминало бы о трагизме любой революции и предостерегало тех, кто грезит новой, о том, как они заканчиваются. Во-вторых, естественным элементом этого некрополя должно было бы стать перенесение и захоронение Троцкого, сделавшего для той революции больше, чем все покоящиеся на Красной площади, вместе взятые. В-третьих, ряд советских вождей, чьи бюсты мы можем видеть у Кремля, остаётся неполным. В стене находится прах Королева и Гагарина, но среди основных захоронений нет человека, при котором началась советская космическая эра - Хрущёва. И эту несправедливость тоже можно было бы исправить. В-четвёртых, несомненно достоин когда-нибудь найти здесь покой и последний советский лидер, Михаил Горбачёв. Такая реконструкция кремлёвского некрополя сделала бы его завершённым - и совершенным - памятником советской эпохе, которая была сложна и противоречива как, наверное, никакая другая в тысячелетней российской истории.
Я могу понять мотивы - порой сугубо конъюнктурные, порой рациональные, а иногда и религиозные - тех, кто предлагает сегодня вынести забальзамированное тело первого советского вождя из мавзолея. Однако мне всё же кажется, что такой шаг был бы прежде всего попыткой «вырезать» из памяти и из жизни значительный кусок нашей истории - и какой-то внутренний голос подсказывает мне, что всё это хотят сделать ещё и потому, что чем меньше помнишь о советской эпохе, тем больший соблазн воскресить её возникает в душах наших политиков. Слишком многие, мне кажется, намерены сегодня вынести прежних вождей, чтобы память о них не мешала им самим превращаться в новых. А тот вид Кремлёвского некрополя, который я попытался вчерне обозначить, стал бы самым пронзительным напоминанием о том, чем чреват и чем заканчивается вождизм. Большевистский, или любой иной."
Всех с юбилеем этого неоднозначного события!