Только что вернулся с лекции-концерта
Профессора Алана Берна
Посмотреть на Яндекс.Фотках И Марка Ковнацкого.
Если честно, не сильно был готов слушать лекцию - ехал посмотреть на брата, послушать его на концерте, повезёт - так и посидеть часик вдвоём - всё ж живём в разных странах, не видимся совсем... А она меня просто-таки захватила, заставила задуматься о том, чего в принципе не замечал.
Предпоследнее отступление: забыл дома в кардридере карточку. Поэтому фото профессора просто краденное, а Марика - моё , но с весеннего клезфеста.
Отступление последнее: поскольку мероприятие было бесплатным, там присутствовало изрядное количество суетно-шумных пенсионеров. Разумеется, входили-выходили, двигали стулья, звенели мобильники... А может, это я такой мизантроп. Ещё один кусок негатива - переводчица. Первыми словами профессора Берга было рассуждение о том, что музыкант обязан интересоваться философией, историей и пр. Т.е. то, что у нас подразумевается под понятием "быль интеллигентным человеком". Дева, пришедшая переводить, мало того, что переводила чёткую, артикулированную преподавательскую речь криво, была просто принципиально не в теме отличия "еврейского", "израильского" и "идишского", например. Слово "трель" для неё также было чужим... Но мы справились.
Профессор Берн читал для 80% профанов, собравшихся в зале, лекцию, посвящённую истокам идишской, клезмерской музыки. Он говорил о связях и отличиях её корней от близких украинских, молдавских, румынских, цыганских... Не буду пересказывать, но моё примитивное восприятие абсолютного единства (ибо нот семь, а простых мелодий не на порядок больше) было весьма расширено. Господи, кто бы когда мне так химию, например, в школе рассказал! Вот тогда - и на таком английском!
В разговоре о корнях был упомянут нацизм. В прямом понимании. Оказывается, расовая теория строилась, в том числе, на том, что евреи много и своеобразно жестикулируют... Опущу изложение и контр-аргументы. Рассказ с примерами жестикуляции, кадрами танцев просто и логично показывал связи - начиная с талмудической культуры диспута до хореографической импровизации и своеобразной манеры звукоизвлечения в клезмерской музыке.
А потом Алан и Марк играли то дуэтом, то соло, иллюстрируя тему лекции - нигун. Профессор Берн менял фортепиано на аккордеон и обратно, а Марик (так, на секундочку!) играл, в том числе, и Reb Itziks Nign, написанный Аланом Берном для Ицхака Перельмана с тем самым автором и пианистом, который играл с великим маэстро.
Собственно, зачем я всё это рассказываю? Кому? Просто, кроме эстетического удовольствия, я чувствовал и национальную гордость, и духовное единение, и братскую любовь... Всё то, что в реальной жизни привык считать мнимыми величинами. Серьёзно. Мои связи с еврейской культуры минимальны - я родился и был воспитан в абсолютно ассимилированной, советской семье. Опыт жизни в Израиле, где идишской культуры практически не существует, тоже не в счёт. Гордиться тем, что у меня такой же формы борода, как у профессора?!
Брат сильно младше меня. Мы дети одного отца, но никогда не жили вместе. Никогда и ничего всерьёз. А я искренно люблю его, наверное, не меньше другого, родного, с которым не один десяток килограммов говна выхлебали вместе. И горжусь. Чем? Я не воспитывал его, не кормил, не защищал от хулиганов... Тем, что он профессионально, личностно состоялся? Причём здесь я?
http://www.youtube.com/watch?v=ruFZ8AmNa58