Так получилось, что полагая за правильный материал рамы байка для туризма исключительно сталь или титан, я написал уже два обзора карбоновых gravel bikes от фирм-старых конкурентов. Постараюсь исправить положение. Встречаем
RLT 9 Steel - видение туристического велосипеда от Niner. Рама из Reynolds 853, полностью карбоновая вилка, к удивлению - под эксцентрик. Оборудование версии 4* - столь любимое мной Shimano Ultegra с пистолетами Shimano RS685 и калиперами RS785.
Безумно радует как жёсткая конструкция с 12 мм осью, так и штатные крепления багажника и крыльев
Ну, положим, я бы ставил две бонки на верхних перьях, но и так, надеюсь, конструкция вполне жёсткая, особенно, учитывая, что груз хочется строго лимитировать. Маленькая приятная глазу деталь - расположение прорези на подседельной трубе - минимизация попадания грязи с колеса.
Конструкция от Bontrager, например, вполне проверена, включая опцию установки на эксцентрик (в топку!). Винтиками на бонки и thread locker синий - вот и счастьюшко. Пара лёгких сумочек литров по 15 с креплением на "липучках" - и никаких буржуйских извращений.
Заканчивая пробежку по оборудованию, обращу внимание на систему: это новейшая четырёхлапка Ultegra с возможностью легко варьировать звёзды от классических МТВ до шоссейных. В базовом сетапе использовано соотношение 46X36T. Ну... я бы выбрал, скорее, большую на 48Т, но это уже вкусовщина.
Поговорим о геометрии. Вот где порылась очень серьёзная собака. Возьмём за основу табличку
из предыдущего поста. Единственная засада - ростовки 52 у Niner не предусмотрено.
SCOTT Solace Niner RLT 9 Steel
Seat-Tube Length, B-B Center to Top 520mm 530mm
Top-Tube Length, Horizontal 530mm 545mm
B-B Drop 67mm 70mm
Chain-Stay Length 405mm 435mm
Seat-Tube Angle 74,5° 73,5°
Head-Tube Angle 72° 71°
Head-Tube Length 145mm 145mm
Wheelbase 981,2mm 1025mm
Итак, подбор передаточных отношений - типично СХ. Длиннющие перья. Но тут же - высоченная рулевая и серьёзный провис каретки. Единственное преимущество, приходящее мне на ум - много места для багажа в габарите рамы.
Этого красавчика зовут
Niner BSB 9 RDO. Он даже не прикидывается туристом. Он - топовый карбоновый циклокроссер. Чем отличается его гео?
Niner RLT 9 Niner BSB 9 RDO
Seat-Tube Length, B-B Center to Top 530mm 530mm
Top-Tube Length, Horizontal 545mm 545mm
B-B Drop 70mm 68mm
Chain-Stay Length 435mm 425mm
Seat-Tube Angle 73,5° 73,5°
Head-Tube Angle 71° 71,5°
Head-Tube Length 145mm 135mm
Wheelbase 1025mm 1010mm
В целом, разброс - в рамках стат. погрешности. Как мне кажется, единого рецепта создания gravel-туриста просто нет. Одни пляшут от шоссера, другие - от кроссера. Одни делают посадку короче-выше, другие - не шибко выше, но длиннее. Фокус с провисом каретки - см. предыдущий пост - тоже штука обоюдоострая
Давайте порассуждаем о другом: такой велосипед приобретается для дальних походов в местах, где какие-никакие дороги есть. Т.е. мы задумываемся об эргономике, посадке, гашении вибраций, управляемости, размещении багажа... Давайте поднимем тему конструкционных материалов.
На фото от 30.04.2011. один из моих бывших байков на роскошной алюминиевой раме Kona Kula из алюминиевого сплава 7075. Снимок сделан по прилёте в Турцию - это был мой первый вело-заграничный опыт. Первый и последний раз я НЕ демонтировал тормозные диски, положившись на плотную укладку, крепление деталей мощными стяжками... При погрузке (или разгрузке - мне не дано знать), тюк с велосипедом был брошен, край диска скальпировал краску на трубе новенькой рамы.
Пару месяцев назад моему другу
cat_tuborg в аэропорту им. Марко Поло в Венеции тюк с велосипедом переехали погрузчиком. Пара дубовых колёс Mavic CrossTrail - под списание.
Мне доводилось видеть ломаные рамы из различных материалов, самому их ломать (усталость материала, более пяти лет эксплуатации с нештатным крепежом багажника). Я хорошо представляю полевой ремонт углепластика и абсолютно не вижу возможности подварить раму из, например, титана без соответствующего оборудования. Мы много рассуждаем о доступности (недоступности) комплектного велосипеда в зависимости от стоимости рамы (материала её изготовления).
Давайте рассуждать гипотетически-прагматически (денег нет и не предвидится) Комплектация +- стандартная - Shimano Ultegra Hidro:
стальной Niner стоит $3 899.00
карбоновый Niner - $4 500.00
Specialized Diverge Expert Carbon - 230 970 руб.
Scott Solace 15 Disc - 163 149 руб. при исходной 253 033 руб.
При сегодняшнем (ох, непонятно, на сколько он...) курсе валюты, топовый карбоновый велик в Москве, даже без личных связей у дистрибьюторов, стоит меньше стального Niner (он в нерезиновой тоже продаётся, но по конским ценам). Любимый моему сердцу титан от Тритон, при цене рамы от 70 000 руб., боюсь, как бы не встал ещё дороже. Правда, вечный материал и возможность полной кастомизации... Но карбоний весит ок. 8 кг в ростовке 52... И, всё равно, денег нет ни хрена и не будет в перспективе!