Холодная война. На вражеской территории…ч.1

May 13, 2013 17:57

Как и обещал, представляю обзор американских уставов и наставлений 50-80 гг. в части касающейся вопросов выживания военнослужащих оказавшихся на территории контролируемой противником.

Итак, первым по времени издания (из доступных мне) документов посвященных данному вопросу был устав FM 21-77 Evasion and escape (уклонение и побег) 1958. В нем излагалась доктрина обучения военнослужащих уклонению от захвата их противником, организации побега в случае пленения и выхода к территории контролируемой своими войсками. Устав написан с использованием опыта Второй мировой и корейской войны. К уставу имеется секретное приложение FM 21-77A, которое мне, увы, не доступно.
Во время вьетнамской войны был издан устав FM 21-76 Survival Evasion and Escape, который рассматривал как вопросы выживания в различных природных условиях, так и вопросы, которые ранее рассматривались в FM 21-77.




ВВС издавало собственные руководства по выживанию, уклонению и побегам, например AFM 64-3 (в 1985 заменен руководством AFR 64-4).


Вообще, авиаторы начали заниматься этими вопросами еще во время Второй мировой и продолжали активно работать в этом направлении в ходе корейской и Вьетнамской войны.
В армии, после того как ВВС выделили в отдельный вид ВС, особое внимание данным вопросам уделяли в армейской авиации.

Основные определения из FM 21-77:

Evasion and escape (уклонение и побег) - процедуры и операции при помощи которых военнослужащие США, союзнических армий и иные лица, могут выйти с территории контролируемой противником на территорию контролируемую своими войсками или нейтральную.

Short range evasion (уклонение на коротких дистанциях) - тактики и техники применяемые подразделениями, группами и отдельными лицами, чтобы избежать пленения противником в прифронтовой зоне.

Long range evasion - тактики и техники применяемые группами и отдельными лицами, чтобы выжить и избежать плена, передвигаясь в глубине территории противника.

Аналогичная классификация применяется и к побегам - побег в прифронтовой зоне, побег при конвоировании в тыл и побег из лагеря военнопленных в глубине территории противника.

Для армии данный устав предписывает в учебных программах уделять большее внимание техникам уклонения от плена и побегам в прифронтовой полосе.

Программа обучения американских военнослужащих техникам выживания и побегов, начиналось с изучения Женевской конвенции и Кодекса поведения военнослужащих ВС США (Code of conduct), изданного в августе 1955 по указу Президента Эйзенхауэра.

Причиной этого указа послужило, очевидно, поведения ряда американских солдат и офицеров в корейском плену - сотрудничество с противником, подписание документов и участие в публичных выступлениях направленных против политики США, преступления против других военнопленных. В целом, 192 военнослужащим из 4428 человек вернувшихся из плена были предъявлены различные обвинения.

Кодекс неоднократно переиздавался как виде отдельных брошюр, так и в виде разделов отдельных уставов и наставлений, с иллюстрациями и комментариями.




Сам кодекс состоит из 6 коротких пунктов, остальное занимают, комментарии, примеры, информация о режиме в лагерях военнопленных, методики работы пропаганды противника и методы противодействия. В основном, вся информация основана на опыте Корейской войны. Пишется, что лагеря с северокорейской администрацией существенно отличались от китайских. В первом случае, было наихудшее питание и условию я проживания, много жестокости со стороны охраны, но практически отсутствовала система допросов, программы пропагандисткой и психологической обработки.






Во втором случае - все наоборот.
Как правило, выглядело все это следующим образом:
После пленения солдаты под конвоем отправлялись на сборный пункт в ближнем тылу, где проводилась их первичная пропагандистская обработка. Китайский офицер, как правило, на неплохом английском объявлял им следующее:
А) Война в Корее является гражданской, примерно как война между Севером и Югом США 1861-65 гг.
Б) Агрессором в этой войне является США, именно американские капиталисты послали солдат умирать здесь за интересы Уолл-стрит. Их действия настолько возмутили китайский народ, что он решил полслать добровольцев, чтобы спасти северную Корею.
В) американцы в Корее воюют незаконно, так как конгресс США не объявлял войну КНДР.
Г) В следствие вышеизложенного, они будут рассматриваться не как военнопленные, а как «студенты» и должны пройти программу «переобучения».
После этого американцы отправлялись в лагеря военнопленных. Организация маршей радикально отличалась от конвоев КНА - питание, хоть небогатое но значительно лучше чем у корейцев, раненым предоставлялся транспорт и медпомощь. По прибытии в лагерь начиналась основная психологическая обработка. В пленных старались вселить страх и неуверенность в завтрашнем дне, для чего использовались все способы. Например, в сознание пленных планомерно внедрялся страх перед бомбежками авиации сил ООН. Причем американцы признают, что этот страх был не на пустом месте. Точная дислокация лагерей на территории Северной Корее командованию ВВС была неизвестно и случае ударов авиации по своим же пленным солдатам были. Вся информация о таких ударах, зачастую в преувеличенном и искаженном виде немедленно доводилась до пленных в других лагерях. Также распространялись слухи, что пленные, отказывающиеся от сотрудничества с администрацией, будут отправлены в Китай и репатриация после войны им не светит. Или, как вариант, им будут уменьшены нормы питания и отказано в медпомощи.


Параллельно с этим, проводилось создание сети информаторов среди пленных, часть из которых сотрудничала сознательно, а часть - просто излишне разговорчивые.


Затем начиналась пропагандистская обработка - как правило в форме лекций, семинаров, радиопередач, брошюр на тему коммунистической идеологии, миролюбивой политики социалистических стран, происков империализма и.т.д.


В зависимости от поведения на лекциях и семинарах, восприятия материала пленные делились на две группы - «реакционеры» и «прогрессисты»

Первые, как правило, получали более жесткий режим содержания в лагере, подвергались различным наказаниям,


вторые - переводились в лагеря с более мягким режимом, получали посты руководителей отрядов и групп пленных.


Из них отбирали кандидатов для ведения агитационной работы среди других пленных, и так называемых «борцов за мир» для публичных пресс-конференций, написания листовок и.т.д.


Естественно, среди них в основном вербовали информаторов.
Как признают авторы Кодекса 1955 г., гуманитарная подготовка среднего американского солдата была довольно слабой, он плохо разбирался в истории и политике даже своей страны, туманно представлял причины участия Америки в данной войне, практически не имел понятия о коммунистической идеологии. Естественно, ему трудно было аргументировано отстаивать свою точку зрения во время навязываемых в лагере дискуссий. Многие просто не видели ничего дурного в подписании каких-то бумажек и заявлениях. Особенно разлагающе на пленных действовал пример некоторых офицеров, записавшихся в «борцы за мир» (хотя в процентном отношении к общему числу их было меньше чем среди солдат).

Вернемся к содержанию самого кодекса. Итак, 6 пунктов:


1. Я американский солдат. Я служу в войсках, которые охраняют мою страну и наш образ жизни. Я готов отдать за них свою жизнь.
Интерпретация корпуса морской пехоты (Наставление морского пехотинца 1983 г.) «Я морпех. Я буду сражать и если надо умру за свою страну и наш образ жизни.»

2. Я никогда не сдамся по собственной воле и никогда не прикажу сдаваться своим подчиненным, пока не исчерпаны все средства к сопротивлению
Наставление морского пехотинца (Marine guidebook of essential subjects) в примечании к этому пункту указывает, что по опыту корейской войны те кто предпочитал сражаться до последней возможности иногда имели больше шансов выжить, чем те кто сдавался в плен.

3. Если меня возьмут в плен, я продолжу сопротивляться всеми доступными средствами. Я приложу все силы чтобы сбежать самому и помочь сбежать другим. Я никогда не приму ни освобождения под честное слово, ни других специальных поблажек от противника.




4. Если стану пленным, я буду держаться вместе с моими товарищами-пленными. Я никогда не дам информации и не приму участия в акциях, которые могли бы нанести вред моим товарищам. Если я буду старшим по званию, то приму командование. Если нет, то буду выполнять все законные приказы старших по званию и поддерживать их всеми путями.

Комментарий: Во время войны в Корее многие пленные офицеры уклонялись от ответственности взять командование на себя, чему способствовала и администрация. Вследствие этого во некоторых лагерях среди пленных главенствовало «право сильного» - поддержанием внутреннего порядка, вопросами гигиены и санитарии никто не занимался, о раненых и больных не заботились, зато отдельные лица и группировки занимались тем что отбирали еду и одежду у других, более слабых, пленных. То есть отсутствие внутренней дисциплины и управления среди прочего являлось одной из причин высокой смертности в лагерях.

5. При допросе в качестве пленного я назову только имя, звание, служебный номер и дату рождения. Я буду уклоняться от ответов на дальнейшие вопросы изо все сил. Я не буду делать устных или письменных заявлений, направленных против моей страны или ее союзников. В Наставлении морского пехотинца указывается, что также можно заполнить Женевскую карточку для военнопленных.




Допускается писать письма домой и обсуждать с администрацией лагеря вопросы здоровья и жизни военнопленных.
В комментариях к этому пункту указывается, что устные или письменные признания (например, в применении химического или биологического оружия) могут привести к тому, что признавшегося как раз и объявят военным преступником, не подпадающим под защиту Женевской конвенции.
Там же указывается, что чем больше информации ты даешь на допросе, тем хуже для тебя, так как именно тебя станут требовать все больше и больше информации.




6. Я никогда не забуду, что я американский солдат, ответственный за мои действия и преданный принципам, которые сделали мою страну свободной. Я верю в Бога и Соединенные Штаты Америки.

В комментариях FM 21-77 указывается, что на военнослужащих в период их пребывания в плену продолжает распространяться действия Кодекса военной юстиции и после репатриации все их действия в этот период будут исследованы и оценены в соответствии с нормами данного кодекса.
Продолжение следует...

fm, Военная история, война во Вьетнаме, Холодная война, Война в Корее

Previous post Next post
Up