Воздушная разведка Холодной войны Ч.2

May 04, 2013 18:52

После успешного полета над Москвой, отряд А вынужден был сделать перерыв в полетах по погодным условиям. Но уже 9 июля полеты возобновились. В этот день было совершенно сразу два вылета - миссия 2020 (Прибалтика, Белоруссия, Польша, ГДР) и миссия 2021 (Прага, Будапешт, Львов, Киев, Минск). 10 июля - новый полет (ГДР, Польша, Румыния, Кишинев, Керчь, Севастополь, Симферополь, Одесса и обратно через Румынию, Венгрию, Чехословакию и ГДР)




По итогам 8 разведполетов (5 над СССР) американская разведка пришла к выводу, что угроза для США со стороны советской Дальней авиации сильно преувеличена, поскольку новые межконтинентальные бомбардировщики до сих пор не поступили на вооружение в сколь-нибудь существенных количествах.

К этому времени в американское посольство поступили советские протесты по полетам 4 и 5 июля. Как и думали американцы, в протестах не были упомянуты пролеты над Ленинградом и Москвой. 16 и 21 июля были получены ноты протеста от Польши и Чехословакии. Во всех протестах нарушитель описывался как двухмоторный бомбардировщик. Очевидно, что советская сторона предполагала что была опять использована «Канберра».


Офицеры и сержанты специальной службы Королевских ВВС Великобритании, занимавшиеся полетами над СССР

США категорически отвергла все претензии. Тем не менее Эйзенхауэр дал указание временно прекратить полеты над СССР. Но программа продолжала действовать. Вторая группа пилотов U-2 (в составе которой и был Гэри Пауэрс) завершила обучение в начале августа 1956 и была направлена в Турцию где развертывался новый отряд В. В сентябре 1956 двое пилотов отряда (в.т.ч. Пауэрс) получили боевое крещение , выполнив разведполеты в ходе Суэцкого кризиса. Еще 8 полетов в этом регионе выполнил отряд А.





Снимки авиабазы под Каиром, полученные U-2

Пока разведывательные полеты обходились без серьезных происшествий, а вот тренировочные полеты к сентябрю 1956 уже забрали жизни 3-х пилотов U-2 (Роуз, Грейс, Кэри) В октябре-ноябре, во время венгерских событий ЦРУ предлагало использовать U-2 там, но Эйзенхауэр отказался. Полеты же на ближнем Востоке и Балканах продолжались. После того венгерское восстание было жестко подавлено, президент все таки дал разрешение на возобновление полетов над СССР и странами Восточного блока. Впервые их должен был совершить отряд В, базировавшийся в Турции. Среди пилотов отряда честь лететь первому 20 ноября 1956 выпала Пауэрсу. Его маршрут проходил через Ирак, Иран и южные республики СССР. Он пролетел над Баку и Ереваном, сделал ряд ценных снимков, но все же был вынужден лечь на обратный курс раньше запланированного - у него вышел из строя генератор. Пауэрс успешно приземлился в Инчирлике (Турция), проведя в воздухе свыше 6 часов. Советские истребители совершили около 10 попыток перехвата - все без малейшего успеха.

Следующие два полета (миссия 4018 отряда В и миссия 2029 отряда А) состоялись 10 декабря и были нацелены на Болгарию. Первый полет прошел без происшествий, а полет 2029, который проводил пилот Кармин Вито из отряда А, едва не закончился нелепейшей катастрофой, которая однозначно прикрыла бы всю программу. Вито имел привычку, казавшуюся довольно невинной - рассасывать леденцы во время полета. Вообще пилотов предупреждали, что не стоит открывать гермошлем во время полетов на больших высотах, но многие этим пренебрегали, употребляя во время длительных полетов шоколадные батончики, или как в данном случае леденцы. Хранил он их в наколенном кармане летного костюма. В день вылета, пока Вито дышал кислородом (это одна из процедур подготовки к полету на большой высоте) техник ВВС, снаряжавший его костюм перед вылетом, по ошибке уложил в тот же наколенный карман стеклянную ампулу с цианидом.
Дело в том, что среди американских разведчиков в 50-е ходило много душераздирающих историй о том каким пыткам подвергают иностранных шпионов в советских органах госбезопасности. По этой причине, руководство проекта Акватон обратилось к доктору Алексу Батлину из офиса технической службы ЦРУ с идеей разработать средство спасения пленных пилотов от страданий. Тот и предложил выдавать им стеклянные ампулы с цианидом. В случае угрозы пленения ампулу (которую называли L-pill) следовало раздавить зубами, смерть наступала через 10-15 секунд. Таких ампул изготовили 6 штук, перед вылетами их предлагали каждому пилоту. Большинство отказывалось (в.т.ч. и Пауэрс), и лишь немногие брали. Отказы были в основном связаны с тем, что пилоты опасались случайно раздавить хрупкую капсулу в полете и отравиться парами цианида. Эксперименты, проведенные несколько лет спустя, подтвердили эти опасения.

Но вернемся к полету Вито. После взлету, он следую привычки принялся доставать и забрасывать в рот леденцы. Примерно посередине маршрута, находясь на Болгарией, Вито отправил в рот очередной, как он думал, леденец. Пытаясь его рассосать, пилот почувствовал, что «леденец» имеет слишком гладкую поверхность, и не имеет вкус. Справившись с искушением попытаться раскусить «неправильный леденец», он снова приоткрыл стекло шлема и выплюнул «леденец» в перчатку, где и увидел, что это была L-pill. Одно неосторожное движение зубами и Вито был бы мертв, а неуправляемый U-2 рухнул бы на болгарской территории, похоронив навсегда проект Акватон.
Вернувшись на базу, через некоторое время, он все же рассказал про инцидент своим коллегам-пилотам, а затем эта информация попала к офицеру по безопасности. После этого руководство проекта приказало, упаковывать ампулы, в специальные коробочки, которые трудно спутать с чем то иным. L-pill продолжали использовать до января 1960, когда проведенные по настоянию командира отряда В опыты не доказали, что случайное разрушение ампулы в кабине приведет к гибели пилота. После этого, все L-pill были изъяты и уничтожены, а пилотам стали выдавать монету с тайником, в котором находилась отравленная игла (именно ее изъяли у Пауэрса после задержания).

Все же, американское руководство не считало, что самоубийство это лучший выход для пилота или другого военнослужащего оказавшегося в глубине территории контролируемой противником.
В следующем посте, возможно, мы несколько отвлечемся от разведывательных полетов и рассмотрим, как американцы готовились выживать на вражеской территории.

Продолжение следует…

Военная история, Холодная война

Previous post Next post
Up