Американская военная миссия связи в ГДР. Год 1964. ч.5

Dec 07, 2011 21:33

1.6 Инциденты и задержания.

Как я уже писал, в 1964 году сотрудники миссии 8 раз попадали в дорожные инциденты и 32 раза задерживались советскими и ГДРовскими властями.

Стандартный сценарий задержания - машина миссии каким-либо образом блокируется, дожидаются прибытия по вызову офицера комендатуры, которому задержанный экипаж сдает свои пропуска. Потом сотрудники миссии отправлялись в комендатуру, где проводилось расследование, и составлялся акт о нарушении границ запретной зоны или о незаконной деятельности (наблюдение или фотографирование военных объектов) или на худой конец о нарушении ПДД. Согласно действовавшей инструкции офицеры ВМС всегда отказывались подписывать подобные акты, вне зависимости от соответствия действительности указанным в акте обвинениям. Иногда в комендатуре требовали засветить пленку в фотоаппарате. В таких случаях дело могло затянуться надолго - если офицер-разведчик не успел до прибытия в комендатуру поменять в фотоаппарате пленку со снимками на пустую. Если же успел - спокойно засвечивал. В целом, сколько продлится задержание было предсказать трудно - от пары десятков минут (когда получалось разобраться без вызова комендатуры) до нескольких десятков часов.
Блокирование в основном осуществлялось при бронетехники или грузовиков. Оружие применялось редко, но все же случалось и такое. К примеру в 1962 ГДРовскими пограничниками был ранен водитель британской миссии, в 1973 обстреляна машина американцев - пуля прошла через носок ботинка сержанта-водителя, чудом не зацепив ногу. Были инциденты со стрельбой и в 1964:

1) 2 апреля экипаж миссии в составе майора Шимчука и специалиста Уэнделла, подъезжая к советской в/ч в г.Бранд, увидел советского часового. Быстро развернулись и поехали обратно, тем не менее часовой дал очередь примерно на 10 патронов. Попаданий в машину не было.
2) 25 сентября, Форст Глюкбург. Экипаж в составе подполковника Кэллахана, капитана Фаррара и специалиста Шульте проезжал по проселку мимо бункера из которого выскочили четверо советских солдат и бросились к машине. Когда водитель выполнял разворот, часовой произвел два предупредительных выстрела. Машина остановилась, но была отпущена через 30 минут советским сержантом.

1.7 Оценка деятельности ГСВГ и ННА ГДР офицерами USMLM по результатам разведвыездов.

1.7.1 ГСВГ.
а) Общая оценка.
В течение года ГСВГ продолжала оставаться в состоянии боевой готовности что обеспечивалось как соответствующей учебной программой, так и модернизацией вооружений, оборудования и оргструктур. Учебный цикл прогрессировал постепенно, от тренировок небольших подразделений до учений дивизионного масштаба. Крупномасштабные весенние учения ГСВГ были внезапно прерваны после сбития американского RB-66. Продолжалось обновление колесной техники, в конце года были проведены двухмесячные учения водителей. В целом сценарий учений ГСВГ выглядел шаблонно.
б) Сухопутные войска.
Так же как и в предыдущие несколько лет при подготовке войск особое внимание уделяется вопросам мобильности, с акцентом на форсирование рек. Некоторые новые образцы техники, такие как «scissor bridge» (видимо ТММ - Тяжелый механизированный мост) поступили в ограниченных количествах, вероятно для полевых испытаний.




Новые образцы вооружения, такие как танк Т-62 (минимум в 3-х танковых дивизиях ГСВГ отмечено появление батальонов этих танков), 122мм гаубица M1963 (очевидно Д-30), противотанковый гранатомет Blunderbuss (РПГ-7), которые уже ранее отмечались, появились в больших количествах. Впервые отмечено появление РСЗО БМ-21. В ракетных частях появились метеолокаторы End tray.
в) ВВС.
В течение 1964 г. 24-я воздушная армия продолжала модернизировать свое оборудование и увеличила оперативную эффективность. Общее количество самолетов несколько снизилось - с 1179 до 1047. Количество истребителей Fishbed C/D/E (МиГ-21) увеличилось со 105 до 126, количество легких бомбардировщиков Brewer (Як-28) и учебных Maestro (Як-28у) увеличилось с 28 до 71, а число устаревших бомбардировщиков Beagle (Ил-28) уменьшилось со 153 до 8. Отмечено появление новой модификации бомбардировщика Як-28 - Brewer B (Як-28Л).
В приложении Н дается точное число самолетов различных типов на аэродромах базирования.
Всего, по данным, добытым западными миссиями связи, в составе 24-й ВА было:
МиГ-21 Fishbed - 228; Су-7 Fitter - 126; МиГ-21У Mongol - 1; Як-25 Flashlight - 12; МиГ-19 Farmer - 72; МиГ-17 Fresco - 116; МиГ-15 Fagot - 28; Ил-28 Beagle - 87; Як-28 Brewer - 54; Як-28У Maestro - 17; МиГ-15 УТИ Midget - 8; Ли-2 Cab - 19; Ан-8 Camp - 34; Ил-14 Crate - 14; Як-12 Creek - 33; Ми-1 Hare - 96; Ми-4 Hound - 67; Ми-6 Hook - 17; Як-25РВ Mandrake - 6; Як-27Р Mangrove -12.

г) ВМФ.
В течение 1964 военно-морские силы СССР на территории ГДР регулярно наблюдались в порту Зассниц - один или несколько охотников за подлодками. Подтверждается, что небольшая часть охраны водного района КБФ базируется в этом порту на постоянной основе.




1.7.2 ННА ГДР.

а) Общая оценка.
В 1964 Вооруженные силы ГДР постепенно улучшались и становились хорошо обученной и оснащенной армией. Политическая надежность ВС оставалась под вопросом. Тем не менее советская сторона передала ГДР значительное количество нового вооружения, кроме того было проведено несколько совместных учений ГСВГ и ННА.

б) Сухопутные войска.

ННА ГДР получила тактические ракетные комплексы FROG (Луна) и оперативно-тактические ракетные комплексы SCUD (Эльбрус). ПТУРы и радары наведения Fan Song “E” для ЗРК С-75 замечались в больших количествах. В целом части ННА оснащались новейшим советским вооружением и оборудованием.

в) ВВС.
Общее количество самолетов ВВС ГДР снизилось - с 503 до 478. Добавились две новых эскадрильи истребителей Fishbed C/E (МиГ-21) и эскадрилья учебно-тренировочных L-29 чехословацкого производства. Всего в составе ВВС насчитывалось: Ил-28 Beagle - 6; Ан-2 Colt - 15; Ил-18 Coot - 2; Ил-14 Crate - 23; Як-12 Creek - 8; МиГ-15 Fagot - 37; МиГ-19 Farmer - 24; МиГ-21 Fishbed - 60; ; МиГ-17 Fresco - 222; Ми-1 Hare - 24; Ми-4 Hound - 44; L-29 Maya - 13.

г) ВМФ.
В течение 1964 наблюдение за военно-морскими силами ГДР велось только в порту Зассниц. Флотилия торпедных катеров, появившаяся здесь в 1963, была передислоцирована из Зассница. Ее там сменил дивизион из 4- сторожевиков проекта 50 (по классификации НАТО- Riga).

1.7.3 Хронология наиболее заметной оперативной активности.

1.7.3.1 Январь-март.
Приход зимы разведывательные экипажи USMLM встретили со смешанными чувствами. Передвижение по дорогам затруднено из-за льда и снега, уменьшилось светлое время суток, удобное для наблюдения, на деревьях нет листвы - природного камуфляжа для наблюдательных пунктов. Зато замерзшая почва на полях дает возможность совершать объезды запретных знаков вне дорог. Также проще было наблюдать и фотографировать объекты из-за отсутствия листвы на деревьях. Советские контрразведывательные мероприятия в этот период свелись к изданию новых карт постоянных и временных запретных зон. Также возросло число случаев агрессивного поведения немецкой наружки. Все миссии связи получили таблички с автомобильными номерами нового образца - гораздо более заметные. Требования советского командования убрать шторки с задних стекол машин миссии были отвергнуты (очевидно, шторки затрудняли работу экипажей наружки по документированию незаконных действий разведчиков).
На эффективность работы USMLM в этот период серьезно повлияли два ЧП со сбитыми американскими самолетами. Британская французская миссия работали в обычном режиме.

а) Январь.
Высокая активность советских водительских учебных центров. На дорогах множество автоколонн с курсантами-шоферами. Значительно пополнилась база данных миссии по советским автомобильным номерам. Советские инженерные части проводили интенсивные учения по организации переправ и строительству мостов на Эльбе. ННА создала временную запретную зону, чтобы скрыть от наблюдения учения 3-х дивизий в 3-м военном округе. Впервые отмечено появление в зоне наблюдения бомбардировщиков Як-28 Brewer и учебных машин L-29. ПТУР на шасси Газ-69, инженерное минно-заградительное оборудование, новая техника ракетных войск, новые мостоукладчики на автомобильном шасси, Т-62 и гаубицы Д-30 появлялись во все возрастающем количестве.




б) Февраль.
В середине месяца советское командование создало новую постоянную запретную зону, которая закрыла от наблюдения ряд интересных мест. В начале месяца экипажи миссии успели последний раз посетить полигон понтонеров на Эльбе, который был наиболее удачным местом для фотографирования советской инженерной и амфибийной техники и наблюдения за учениями по наведению переправ.




Кроме того, две новых временных запретных зоны ограничили передвижение сотрудников миссии во время дивизионных учений ГСВГ. Продолжались учения по наведению переправ на Северном полигоне (р.Эльба) и на полигоне Эльстер-Галлин. 122 мм гаубицы Д-30 замечены в различных частях СА на юге ГДР.
Новые таблички автомобильных номеров получены всеми ВМС. Отличие от старых - вдвое больший размер цифр и яркий желтый фон таблички.




Советские коменданты задерживали экипажи миссии на более длительные сроки и требовали убрать шторки с заднего стекла. 25 февраля на Хельмштадтском автобане сделано фото метеолокатора End Tray.




в) Март.
Лейпцигская весенняя техническая ярмарка всегда была важной целью для разведчиков миссии, и 1964 год не стал исключением. Приложением к финальному 45-ти страничному отчету стали 1171 образцов продукции и печатных изданий, 347 отдельных фото и множество дополнительной информации о промышленности ГДР, полученной в ходе бесед и посещения выставок.



Также в этом месяце начались масштабные учения ГСВГ. Войска нескольких армий выдвигались в запретные зоны, где они сталкивались с командами USMLM, занимавшимися поиском пилотов сбитого RB-66. Через два дня после этого учения были внезапно свернуты, войска вернулись в места постоянной дислокации. Также в марте получено первое фото РПГ-7 Blunderbuss на вооружении войск ГСВГ и получено подтверждение что на вооружении ННА появились тактические ракетные комплексы FROG.

1.7.3.2 Апрель-июнь
Появилась одна новая временная запретная зона. Увеличилось светлое время суток, листва на деревьях обеспечивала лучшую маскировку НП. Хорошая погода увеличила частоту полетов военной авиации. Производились выброски парашютистов, учения по наведению переправ продолжали привлекать большое внимание.

а) Апрель.
Несмотря на более осторожную разведывательную политику (из-за множества задержаний во время поисковых работ) апрель был довольно удачным месяцем в отношении добычи информации. ННА готовилась к первомайскому параду, не прекращая интенсивную боевую подготовку. Некоторые советские части вышли на полигоны. Несколько раз были замечены ПТРК Snapper, Swatter, Baby Carriage, советские понтонеры продолжали учения в районе Эльстер-Галлин.

б) Май.
Месяц был тихим, случаи наблюдения активности были редкими. На первомайском параде были продемонстрированы интересные ПТРК. Разведчики миссии наблюдали выброску парашютистов в районе Лобурга (2 Ан-2 Colt выбросили группы по 7-10 человек). Радар ЗРК С-75 Fan Song E впервые замечен в Рауэне. Найдены много новых строительных площадок, возможно военных объектов.

в) Июнь.
Активность ГСВГ и ННА постепенно увеличивалась. Учения понтонеров становились все более интенсивными, крупномасштабные полевые учения впервые наблюдались в районе постоянной запретной зоны (PRA) Альтенграбов.
Новая артиллерийская часть (130 мм пушки) замечена в Вердере. На авиационных полигонах МиГ-21е выполняли бомбометание, а Су-7 Fitter - ракетные стрельбы. МиГ-21 Fishbed D работали с полевых аэродромов (не имеющих твердого покрытия) - ранее о такой их способности было неизвестно. Продолжались тренировки парашютистов.




военные миссии связи, Холодная война

Previous post Next post
Up