2. RB-66 сбитый под Гарделегеном
10 марта 1964 самолет-разведчик RB-66B из 10 тактического разведывательного авиакрыла вылетел с авиабазы Тул Розье (Toul-Rosieres), Франция для проведения тренировочного полета. На борту был экипаж из 3-х человек - пилот капитан Дэвид Холланд, штурман капитан Мелвин Кесслер и штурман лейтенант Гарольд Уэлш. Капитан Кесслер, один из наиболее опытных штурманов авиакрыла, проводил проверку квалификации штурмана Уэлша. Задачей экипажа было провести фотосъемку нескольких мостов на северо-западе ФРГ.
Около 15.00 Холланд вышел на связь с наземной станцией и доложил, что находится в заданном районе - Нордхольц, ФРГ. На самом же деле он находился в 135 милях от указанной точки, углубившись в воздушное пространство ГДР на 70 км, в районе Берлинского международного воздушного коридора. Самолет начал снижаться для выполнения учебного задания и в этот момент экипаж почувствовал попадание ракеты «воздух-воздух», выпущенной советскими истребителем-перехватчиком. Все трое успешно катапультировались и приземлились в сосновом лесу в районе города Гарделеген, к северо-востоку от Хелмштадта, где и были задержаны.
В 17.00 USMLM была приведена в готовность. Через 45 минут была получена информация, что самолет RB-66 ВВС США вероятно разбился в районе Гарделеген, экипаж возможно катапультировался. Парашюты в воздухе видел пилот британского самолета, летевшего по воздушному коридору в Берлин. В 18.30 шеф миссии сформировал 3 поисковые команды:
1) майор Браунли, майор Томпсон (ВВС), водитель - эйрмэн 1-го класса Прейслер (airman - рядовой ВВС США).
2) подполковник Шнейдер, майор Фитзурка (ВВС), капитан Кларк;
3) подполковник Фэйр, майор Джонс, водитель - специалист Е-5 Уэнделл.
Первая команда выехала в 20.00, через полчаса -следующая. В 22.00 шеф USMLM отправился в отдел внешних сношений (SERB) штаба ГСВГ и сообщил советской стороне о упавшем на территории советской зоны Германии (США не признавало ГДР) американском самолете. Он попросил помощи и проинформировал SERB, что поисковые команды миссии отправлены к западному концу центрального воздушного коридора. Начальник SERB ответил, что проинформирует командование ГСВГ, но предупредил, что офицеры миссии не должны пересекать границ постоянных и временных запретных зон. На что Сковронек заявил, что экипажи уже отбыли, и он рассчитывает, что советская сторона поможет поисковым командам добраться до места падения, где бы оно не было.
Ночью первая поисковая команда (Браунли, Томпсон, Прейслер) проскочила через маневрирующие в запретной зоне части двух советских дивизий и сумела собрать несколько кусков обшивки самолета. Не доехав 300 м до места падения, в 6.00 машина миссии была блокирована на узком проселке двумя БТР. Задержанный экипаж под конвоем отправился в советскую комендатуру в Гарделеген. Та же судьба постигла и вторую команду (Шнейдер, Фитзурка, Кларк). Следуя к месту крушения, в 03.15 наткнулись на агрессивно настроенный дозор на БТР и были задержаны. Советский подполковник приказал взять американскую машину на буксир и оттащить в комендатуру.
Третий экипаж выехал из Берлина утром 11 марта и прибыл на место к полудню. Тоже, после недолгого преследования были задержаны и отправлены в комендатуру. В итоге, все 3 экипажа просидели в комендатуре до 23.00 11.03.64, без еды и связи со штаб-квартирой, после чего были выпущены. Офицеры комендатуры упорно отрицали, что знают что либо о судьбе экипажа самолета. Тем не менее, американцам удалось переговорить с кем-то из местных немцев и они узнали, что пилоты выбросились на парашютах, двое приземлились успешно, а один находится в городском госпитале.
Пока поисковые команды сидели в комендатуре, полковник Сковронек весь день пытался встретиться с начальником SERB. В 15.00 он передал дежурному советскому лейтенанту требование немедленной встречи с НШ ГСВГ и передачи американской стороне экипажа сбитого самолета. В 22.00 ему наконец удалось добиться встречи, где он передал письмо командующего армией США в Европе генерала Фримена на имя командующего ГСВГ генерала Якубовского. Тем не менее, советская сторона продолжала отказывать в предоставлении помощи или информации.
К 01.00 12 марта все поисковые команды вернулись в Берлин. После их доклада стало ясно, что посылать новые поисковые команды в этот район бесполезно. В 16.00 шеф миссии передал в SERB просьбу о разрешении посетить американского пилота в Гарделегенском госпитале. Весь следующий день, 13 марта, Сковронек продолжал бомбить SERB, аналогичными просьбами, но положительного ответа не получил. Наконец, в 11.40 16 марта, во время встречи в Потсдаме, шеф USMLM был проинформирован, что офицер ВВС США со сломанной ногой и кровоподтеками находится в Магдебургском советском военном госпитале, где получает всю необходимую медицинскую помощь. Это был штурман, лейтенант Уэлш. Шеф SERB, также заявил, что американский военный врач получит разрешение его осмотреть. В 21.00 хирург ВВС США в Магдебургском госпитале осмотрел офицера, страдавшего частичной амнезией. 17 марта Сковронеку удалось договорить про еще один визит, и на следующий день американца осмотрел ортопед ВВС США, который был впечатлен уровнем медицинской помощи, оказанной пациенту в советском госпитале.
В 15.00 21 марта, лейтенант Уэлш был передан американской стороне, которую представляли шеф USMLM и офицер медслужбы ВВС. Он был вывезен через КПП Хельмштадт в Ганновер, где самолетом отправлен в Висбаден, для дальнейшей госпитализации.
24 марта, во время очередной встречи с шефом SERB, полковник Сковронек выразил благодарность советской стороне за отличное лечение американского офицера и сделал запрос относительно статуса двух оставшихся членов экипажа. К тому времени, в ГДР-овской прессе появились публикации о том, что американские пилоты вскоре предстанут перед судом по обвинению в шпионаже. Как бы то ни было, в 14.30 27 марта капитаны Холланд и Кесслер были переданы американской стороне в Мариенборне.
На церемонии передачи присутствовали офицеры ВВС ГДР, в качестве наблюдателей. Представитель ГСВГ зачитал обвинение в шпионаже, которое было отвергнуто шефом USMLM. В 14.53 начальники USMLM и SERB подписали акт передачи офицеров ВВС США. Они были вывезены через КПП Хельмштадт в машине миссии и также отправлены самолетом в Висбаден.
После окончания процесса передачи НШ ГСВГ передал через SERB свое негодование, по поводу действий поисковых команд миссии, нарушивших границы запретной зоны. Сковронек ответил, что только чрезвычайные обстоятельства и угроза жизни граждан США, вынудила его офицеров нарушить границы запретной зоны, не дождавшись разрешения советского командования. Дальней критики действий миссии от советской стороны не последовало, но вот переговоры о передачи обломков самолета проходившие в марте-апреле, успеха не принесли. До конца 1964 обломки RB-66 так и не были возвращены американцам.
P.S. Интересна дальнейшая судьба одного из участников этого инцидента -капитана Дэвида Холланда. Он продолжил службу в ВВС и был отправлен во Вьетнам. Сбитый во время рутинного тренировочного вылета над Германией, Холланд затем совершил 146 боевых вылетов (на EB-66, самолет РЭБ) во Вьетнаме и вернулся домой целым и невредимым.
продолжение следует...