Я предпочитаю умереть с гордо поднятой головой, с непоколебимой верой и глубокой уверенностью в будущем моей страны, чем жить в подчинении. Однажды история нас рассудит, но это будет не история, угодная Брюсселю, Парижу, Вашингтону или ООН, а история стран, освободившихся от колониализма и его марионеток.
Патрис Лумумба
В ноябре 2024 г. мне довелось принять участие в первой в истории министерской конференции Форума партнёрства «Россия - Африка», которая была проведена в Сочи по следам российско-африканской встречи в верхах, состоявшейся в Санкт-Петербурге годом ранее. Конференция придала ускорение развитию возрождающихся связей с Чёрным континентом и стала ещё одной важной вехой во внешнеполитической переориентации России на Глобальный Юг и Восток.
Как планировщику мне было интересно получить объёмное представление о наших африканских партнёрах, их взглядах, заботах, тревогах и чаяниях. Вернувшись домой в Москву, я реализовал давнюю задумку и положил на бумагу те впечатления, мысли и идеи об Африке, её растущей роли в мировых делах, которые родились из многолетних наблюдений, поездок, контактов и чтения специальной литературы.
Эта статья написана с особым умыслом - показать, что у Африки есть всё, чтобы занять место одного из сильных центров нарождающегося многополярного мира, и что африканцы уже начали движение к своей цели. Сразу скажу, что не претендую на полный охват темы, сознательно не затрагиваю многие исторические, культурологические, языковедческие и иные аспекты из сферы компетенции специалистов-регионоведов. В фокусе внимания будут, прежде всего, такие факты и свидетельства, по которым можно судить о динамике становления африканского полюса, его особенностях и перспективах. В планах - исследовать все существующие центры принятия глобально значимых политических решений, а также претендентов на эту роль. Но начать с Африки подтолкнул и чисто символический мотив, ведь именно на этом континенте находится «колыбель человечества», наша общая прародина. На основании антропологических находок, сделанных в районе Олдувайского ущелья (Танзания, 1959 г.) и озера Туркана (Кения, 1972 г.), учёные сделали предположение, что современный человек, Homo sapiens, появился, скорее всего, в восточной части Африки около 200 тысяч лет назад.
Сегодняшняя Африка - это чрезвычайно сложная цивилизационная общность. Это и так называемая «Африка южнее Сахары», и арабо-берберский Магриб, где африканский мир встречается с арабо-мусульманским, а одна цивилизация как бы наслаивается на другую и переходит в неё. Это огромный континент множества самобытных народов, культур, религиозных течений, рас, самого разнообразного исторического прошлого. Однако внутреннее ощущение единой судьбы и вера в общее будущее, стремление к совместному развитию, интеграционные устремления в экономике и политике, активный поиск африканской идентичности - это и многое другое даёт основание рассматривать Африку в качестве целостного геополитического субъекта, неотъемлемой составляющей многополярной системы будущего.
Африканский полюс - проблемы и перспективы
В декларации, принятой по итогам второго, санкт-петербургского, саммита «Россия - Африка», провозглашается «возрастающая глобальная роль и влияние Африки в качестве одной из важнейших опор многополярного мира»[1].
И действительно, у Африки есть все слагаемые для того, чтобы преобразоваться в суверенный центр силы. Располагающая неисчерпаемыми демографическими и природными ресурсами Африка, если воспользуется шансом на суверенное развитие, имеет завидные геополитические перспективы. Неслучайно говорят, что Африка - это континент будущего. По численности населения - 1,5 млрд человек - Африка находится на одном уровне с Индией и Китаем, по возрастной структуре имеет перед ними преимущество - половина африканцев - в возрасте до двадцати лет[2].
Эксперты посчитали, что к 2050 г. население континента может составить 2,5 млрд человек[3] - то есть каждый четвёртый человек на Земле будет африканцем.
Африка - настоящая кладовая земных богатств. Это 30 процентов мировых минеральных ресурсов, включая углеводороды, драгоценные металлы и камни, хром, бокситы, кобальт, уран, литий, марганец, уголь, редкоземельные элементы. На общей территории размером 30,37 млн кв. км (примерно в 2 раза больше России и в гораздо более тёплом климате) достаточно плодородных почв, чтобы прокормить всех африканцев. Благодаря своему географическому положению Африка имеет прямой доступ к глобальным транспортным коридорам, прежде всего океаническим.
В политическом измерении Африка - это 54 государства-члена Организации Объединённых Наций (ООН), 27 членов Организации исламского сотрудничества (ОИС), 6 - ОПЕК[4][5], 5 - Форума стран-экспортёров газа (ФСЭГ)[6]. Среди государств-участников БРИКС континент представляют ЮАР, Египет и Эфиопия, в «Группе двадцати» на постоянной основе участвуют ЮАР, Египет и Африканский союз.
Африка быстро идёт по пути укрепления институциональной надстройки, необходимой для согласования и реализации интересов стран континента. Это происходит на базе самобытной идеи панафриканизма с её опорой на многовековую историю африканских народов и местный традиционализм. Не вызывает сомнений, что «возрождение традиционных ценностей африканской цивилизации - залог подъёма Африки в качестве самодостаточной цивилизации»[7].
Воплощением панафриканских начал является Африканский союз. Консолидируя страны на общеконтинентальной платформе, он всё чаще возвышает свой голос в мировой политике от имени всех африканцев. Особую важность имеет Афросоюз в стратегическом планировании. На саммите в Аддис-Абебе в 2015 г. был принят программный документ, нацеленный на превращение континента к 2063 г. в «зону силы»[8] - так называемая «Повестка дня - 2063». Эта магистральная инициатива Африканского союза направлена на содействие индустриализации и укрепление африканского единства. Стратегический проект создания Африканской континентальной зоны свободной торговли - самой большой в мире - призван качественно укрепить интеграционные процессы с прицелом на формирование в лице Африки торгово-политического субъекта мирового класса.
Значимым шагом к расширению возможностей африканцев отстаивать свои приоритеты на международной арене стало получение Афросоюзом в сентябре 2023 г. при поддержке России и других государств-участников статуса объединения - постоянного участника «Группы двадцати» наравне с Евросоюзом.
Архитектура многополярного мира стягивается горизонтальными межполярными форматами, и на этом поле Афросоюз, Африка как совокупность государств - один из мировых лидеров. Мы упомянули саммиты «Россия - Африка». Существуют аналогичные механизмы «Африка - Китай», «Африка - США», «Африка - Индия», «Африка - Евросоюз», «Африка - арабский мир», «Африка - Латинская Америка», «Африка - Турция». Напрашивается создание формата «Африка - АСЕАН».
Встроенность Африки в межконтинентальные процессы обеспечивается и через участие отдельных африканских государств в Ассоциации регионального сотрудничества прибрежных стран Индийского океана (АРСИО), Организации государств Африки, Карибского бассейна и Тихого океана, в Сообществе португалоязычных стран.
Для структурирования внутриафриканского пространства ключевое значение имеют межстрановые объединения на субрегиональном уровне. Прежде всего, это Сообщество развития Юга Африки (САДК), Межправительственный орган по развитию (ИГАД), Экономическое сообщество стран Западной Африки (ЭКОВАС). Значительным потенциалом располагают Восточноафриканское сообщество (ВАС), Экономическое сообщество государств Центральной Африки (ЭСГЦА) и Общий рынок для Восточной и Южной Африки (КОМЕСА). Плотная ткань политических и экономических связей внутри африканского полюса повышает его жизнеспособность.
По оценке информированных российских экспертов, африканские страны «поддерживают друг друга на мировой арене и занимают общие позиции по многим вопросам международной повестки дня»[9]. При этом Африка стремится направить международные дискуссии в конструктивное русло, делая акцент на решении практических проблем социально-экономического развития, борьбе с бедностью и несправедливостью, искоренении современных практик неоколониализма, обеспечении безопасности и урегулировании конфликтов, повышении устойчивости к эпидемиям.
Как и всё остальное мировое большинство, а, может, даже и в большей степени, африканцы страдают от попыток политизировать международные дискуссии, подчинить механизмы международного сотрудничества интересам бывших колониальных метрополий.
Африканцев не устраивает, что их по-прежнему пытаются использовать в качестве массовки в рамках внешнеполитических проектов, продвигаемых под эгидой «порядка, основанного на правилах».
Это и попытки завлечь на «саммиты за демократию», проводившиеся по инициативе администрации США в 2021-2024 гг., это и давление с целью заставить голосовать за антироссийские решения в ООН и на других площадках, это и старания с целью заручиться хотя бы видимостью поддержки однобоких инициатив по урегулированию украинского кризиса, не учитывающих интересы России.
Африканские эксперты сетуют на то, что Запад не готов «признавать право стран континента на свою повестку»[10], а его политика по отношению к оппонентам сводится к «наказанию за наличие собственных интересов»[11]. Мы не можем не поддержать тех африканцев, которые открыто призывают «ЕС и других союзников США не навязывать образ жизни и ценности тем, кто этого не желает»[12]. Нельзя не согласиться и с выводом о том, что с некоторых пор для Запада украинская тема затмила всё остальное[13].
Голос Африки, подкреплённый мощным естественным потенциалом, звучит в мире всё громче. У нас нет сомнений, что этот благотворный процесс будет нарастать по теме дальнейшей консолидации и суверенизации африканского полюса. Однако обретение Чёрным континентом высокого уровня экономической самодостаточности и, как следствие, геополитической устойчивости невозможно без «устранения всех сохраняющихся эффектов колониализма»[14].
Отсюда:
https://colonelcassad.livejournal.com/9594926.htmlПервоисточник:
https://globalaffairs.ru/articles/afrikanskij-polyus-drobinin/Далi буде.