Объективная реальность, данная нам в ощущениях

Jan 06, 2025 16:15




Непримиримость интересов России и США делает быстрое и глубокое урегулирование украинского кризиса маловероятным. Американская стратегия при Трампе, вероятнее всего, сведётся к попытке затягивания кризиса, поддержания его «на низком огне» - с продолжением поставок вооружений и сохранением линии фронта, но без решающей эскалации. Стабильное, но управляемое напряжение позволит США и дальше убеждать Европу платить за свою безопасность, пишет Андрей Сушенцов, декан факультета международных отношений МГИМО МИД России.
Опросы общественного мнения демонстрируют, что для россиян выборы в США и победа Дональда Трампа стали довольно значительным событием. Данные позволяют сделать вывод, что Трамп воспринимается как более дружественный России президент США, чем Барак Обама и Джозеф Байден: надежды на изменения российско-американских отношений в лучшую сторону выразили более трети россиян. Однако, вопреки оптимистическим ожиданиям, новая администрация вряд ли инициирует глубокое урегулирование конфликта на Украине. Более вероятным сценарием станет курс США на «замораживание». Каковы истоки такой стратегии и какими могут быть её последствия?
Ключевой фактор, определяющий внешнеполитическую линию Вашингтона в целом и позицию по Украине в частности, - разрушение «пирамиды доверия» к американской гегемонии. Европейские союзники по НАТО уже вложили в Украину колоссальные военно-технические, финансовые и репутационные ресурсы. Однако ухудшение положения ВСУ, снижение популярности президента Владимира Зеленского и растущее общественное недовольство в странах ЕС относительно высоких экономических издержек конфликта, включая удорожание энергоносителей и рост миграционных потоков, порождают у европейцев опасные для американской гегемонии вопросы: не ошиблась ли Европа в безоглядной ставке на эскалацию? Будут ли американцы готовы защитить своих союзников в случае прямого столкновения кого-либо из них с Россией?

Тактика «ползучего» прощупывания российских «красных линий» создаёт у США иллюзию владения инициативой, но при этом каждый новый стратегический просчёт несёт риск того, что в один момент Запад может оказаться перед выбором: либо идти на прямое военное столкновение с Россией, либо отступить. Эти дилеммы стимулируют дискуссию о необходимости приобретения Европейским союзом стратегической автономии и наращивания собственных военных потенциалов.
Стратегия Вашингтона состоит в том, чтобы не допустить излишней самостоятельности европейских партнёров, удерживая европейских союзников по НАТО на треке ползучей милитаризации под контролем США. Эта стратегия уже принесла Соединённым Штатам определённые экономические выгоды: в год из ЕС в Америку перетекают сотни миллиардов долларов, которые становятся инвестицией в ВПК и энергетический сектор США.
Замораживание украинского конфликта по линии соприкосновения, но не его глубокое разрешение устраивает США: в Восточной Европе останется точка напряжения, которая будет побуждать ЕС оставаться зависимым от Вашингтона в плане обеспечения собственной безопасности.
США не стремятся к вертикальной эскалации и по другой причине. Чувствительность американских авианосных ударных групп к гиперзвуковому оружию России делает такой шаг слишком рискованным - на кону будет не столько Украина, сколько миф о военной неуязвимости США. Потеря даже одного авианосца может дать цепную реакцию отбрасывания американского влияния на Ближнем Востоке и Восточной Азии. Пока союзники в Европе и Азии убеждены, что Вашингтон готов гарантировать их безопасность, доллар продолжает оставаться главным резервным активом, а американские финансовые обязательства воспринимаются как надёжные. Однако любое серьёзное потрясение, особенно военное поражение, может поставить под угрозу всю эту конструкцию. Рост стоимости золота и биткоина в последнее время - явные симптомы спада доверия к доллару, поиска защитных активов в условиях геополитической конфронтации.
На внутренней арене Дональда Трампа ожидает ожесточённое противостояние с политическим истеблишментом США. Планы масштабных реформ госуправления Илона Маска и Вивека Рамасвами, которых Трамп намерен поставить во главе нового министерства эффективности правительства, грозят спровоцировать внутренний кризис. Тем не менее, как показывает опыт первого срока правления Трампа, радикальные порывы обычно буксуют в бюрократической машине. Хрупкость «пирамиды доверия» к американской стратегии на Западе будет удерживать администрацию Трампа от того, чтобы предпринимать резкие шаги как в сторону эскалации, так и в сторону поиска путей глубокого урегулирования. Имидж «самостоятельного игрока» может подталкивать Трампа к громким дипломатическим акциям и эскападам - не станут сюрпризом очередные громкие заявления о «покупке Гренландии», рассуждения о том, что Мексике и Канаде хорошо было бы войти в состав США, или угрозы в адрес Китая и Ирана. Но эти акции вряд ли приведут к серьёзным геополитическим «сделкам».
Основные задачи, которые необходимо решить администрации Трампа, остаются неизменными: устранить угрозу крушения доверия со стороны союзников к своим гарантиям безопасности, сохранить Украину в своей сфере влияния как актив против России на будущее, а также предотвратить нормализацию отношений ЕС и России.
США нужна стабилизация длительного кризиса, его предсказуемость.
Россия, со своей стороны, стремится побудить США к серьёзному пересмотру структуры европейской безопасности, которая сейчас базируется на доминировании НАТО, а также вывести Украину из западной сферы влияния. Непримиримость интересов России и США делает быстрое и глубокое урегулирование украинского кризиса маловероятным. Американская стратегия, вероятнее всего, сведётся к попытке затягивания кризиса, поддержания его «на низком огне» - с продолжением поставок вооружений и сохранением линии фронта, но без решающей эскалации. Стабильное, но управляемое напряжение позволит США и дальше убеждать Европу платить за свою безопасность, одновременно избегая чрезмерной эскалации и риска военного поражения. Трудно понять, почему такая перспектива может быть интересна России.

Первоисточник: https://ru.valdaiclub.com/a/highlights/ukrainskiy-krizis-v-2025-godu/

Украина, Россия, США

Previous post Next post
Up