Глядя в новостях на то разнузданное веселье, которое охватило в последнее время США, я, почему-то, подумал не о причинах и следствиях очередного торжества толерантности над здравым смыслом, а о воспитании.
Ну, если задуматься: изначально человек - существо, управляемое традицией. Общество вырабатывает некие нормы поведения, иной раз странные - но в комплексе необходимые для выживания данной группы людей в этих конкретных местных условиях. Иногда ошибается - и уходит из жизни планеты Земля на страницы учебников по истории древнего мира. То есть те традиции, которые свято хранили наши предки - это основная причина того, что мы вообще существуем.
В какой-то момент истории появились "законы", как описание той части традиций, право наказания за нарушения которых власть забирает у граждан себе. Убийства, кражи, колдовство, фальшивомонетничество - то, что считалось настолько опасным, что требовало наказания в виде казни или тюремного заключения, постепенно переходило из области межличностных взаимоотношений в правовую. А граждане, заметим, ещё долго не понимали, зачем идти в какой-то там "суд", если обидчика можно треснуть по башке дубиной самостоятельно?
Воспитание и американские протесты в США
Временами возможность законотворчества употреблялась не для фиксации имеющихся традиций, а для их изменения. Инструмент был крайне опасным - в случае неудачи в историю уходил как правитель-реформатор, так, порой, и государство.
По мере усиления роли государства в жизни общества росли и его возможности по внедрению новых норм поведения через принятие законов, в т.ч. даже противоречащих принятой традиции. Апофеозом, наверное, в истории останется то общество, которое на наших глазах создаётся сейчас на Западе: яростная борьба с прошлым дополняется законодательными запретами на принудительную передачу своих традиций детям, на их воспитание.
Кратко пробегаясь по общеизвестным фактам истории: первобытный строй потому и называется "коммунизмом", что строился только на добровольном признании каждым членом общества его правил и традиций, а в качестве "репрессивного аппарата" общества использовал окружающих граждан, при нужде выписывающих провинившемуся воспитательных люлей.
Работало это, понятно, только в малых, полностью знакомых внутри себя коллективах, человек не более сотни - собственно, при таком объеме коллектива оно работает до сих пор, сменились только методы "общественного порицания".
Рабовладельческий строй впервые создал экономические условия для существования больших коллективов - это потребовало, в том числе, и способов судить человека, не зная его лично, по общеизвестным формальным критериям. Которыми, собственно, и стали первые законы.
Феодализм создал ситуацию, когда какие-то важные для общества вопросы феодал может решать вопреки мнению основной массы свободных граждан, опираясь на согласие только своей дружины. Принять, например, христианство взамен язычества. То есть сменить традицию и остаться у власти.
Каждая следующая общественная формация сменяет предыдущею по причине большей эффективности, способности больше народу накормить с той же территории, лучше оборонить свои и захватить чужие ресурсы. Появляется больше возможностей управления: вместо набегающей временами княжеской дружины - полиция и суд в каждом городе, в какой-то момент частью управленческого аппарата становятся де-факто журналисты, писатели, актеры - все те, кто может влиять на общественное мнение.
Соответственно, место жёсткого принуждения граждан к тем или иным действиям занимает их убеждение в том, что это им нужно - для торжества свободы и справедливости, для сохранения климата, для здоровья наконец.
Особенно это стало актуально после победы Революции в России: СССР, особенно после победы в Войне, стал той угрозой западным элитам, которую они оказались не в силах уничтожить привычными силовыми методами.
Поэтому, помимо традиционной гонки вооружений, Запад организовал "гонку прав личности".
Воспитание и американские протесты в США
Выбранная Западом линия поведения, основанная на выращивании граждан совершенно атомизированных, оторванных от традиционных ценностей и видящих в Государстве лишь исполнителя своих желаний, с точки зрения долгосрочного развития была явным государственным суицидом. Но тактически оказалась выигрышной: соблазнившись этим праздником свободы от обязанностей, мы с вами, под руководством вышедших из нашей среды "элитариев", бездарно слили Советский Союз.
Причина предоставления гражданам Запада прав и свобод исчезла. Ещё раньше, вследствие автоматизации и переноса производств в ЮВА, резко уменьшился как реальная сила тамошний рабочий класс. То есть пришло время возвращать ушедшей ненадолго в полутень потомственной западной элите как деньги (что уже давно происходит), так и всю полноту власти.
Если такой крупный объект, как государство или его общество, куда-то движется - остановить его крайне сложно. Гораздо проще толкнуть в том же направлении - и этим политическим дзюдо владеет не только Владимир Владимирович. Торжество закона вылилось в свою крайнюю форму: заменяя убитые ранее традиции и систему передачи опыта через воспитание детей, он начинает охватывать все аспекты человеческого бытия, вплоть до самых интимных.
То есть получается нечто диаметрально противоположное коммунизму - не общество, где разные формы самоорганизации граждан вытеснили репрессивный аппарат государства просто за ненадобностью (именно так описывают свою цель Маркс и Ленин), а наоборот: общество, в котором за отсутствием осознанной самоорганизации граждан всё регулирование взаимоотношений возложено исключительно на госструктуры. В пределе это ситуация, обеспечивающая максимальную "безопасность" при минимальной свободе: каждого гражданина сопровождает личный вертухай, который при встрече двух таких граждан обеспечивает ненанесение ими даже минимального взаимного вреда. Ну, там: "лицом к стене, руки за спину"...
Свобода, она в каком-то смысле антоним безопасности.
В этом плане нынешние протесты могут быть как реакцией общества на эти тенденции, так и способом их усугубить. А скорее всего, и тем, и другим: полицию, убивающую людей направо и налево, действительно трудно считать нормальным явлением - с другой стороны, работать по другому в насквозь криминализированной и до зубов вооруженной среде практически невозможно. В США, при тысячах погибших от рук полиции в год, с учётом численности семей и друзей погибших, сейчас должны быть сотни тысяч тех, кого это затронуло лично.
Так что причины для такой реакции у заметной части граждан есть. И то, что протесты поддерживает и направляет в своих целях часть западной элиты - тоже. И делает она это отнюдь не из любви к неграм, а из вполне практичных соображений, самым явным из которых является борьба с другой частью элиты за освоение уменьшающегося по объективным причинам общего "пирога".
Чем это закончится - я пока предсказать не рискну. Сделавшая ставку на протесты часть элиты наверняка рассчитывает, после победы над оппонентами, загнать наигравшийся в свободу народ в ещё более жёсткие рамки: после разгула грабежей и насилия любая диктатура покажется раем, а уж объяснить, что именно это и есть "свобода", при наличии полного контроля над СМИ не самая большая проблема.
Неопределенность кроется в другом: чтобы решить задачу силового подавления столь масштабных протестов, нужно эту самую силу иметь. И быть уверенным, что эта сила не пойдет за кем-то другим, более привлекательным, чем престарелые жулики с Уолл-стрит. Будет ли эта сила за теми, кто сейчас рвётся к власти в США - вопрос открытый, доживём - увидим. Но если эта сила найдется - боюсь, она будет работать не за идею, а только и исключительно за деньги, и состоять из наёмников, набранных из армии и из разнообразных частных военных и охранных организаций. И методы наведения порядка в богатых анклавах внутри США вполне смогут сравниться по жестокости с аналогичными в ЮАР.
Почему протесты в Штатах обретают такую дикую форму? А вот тут начинается разговор про воспитание.
То, с чего я начал: изначально закон охватывал только самые крайние, наиболее общественно опасные формы взаимоотношений между гражданами. Всё остальное разруливалось как-то своими силами, без привлечения властей, механизмы же "правильного" поведения передавались из поколения в поколение именно через воспитание родителями детей. Ну, собственно, как у любых высокоразвитых зверей и птиц - как кошка при помощи когтистых подзатыльников приучает котят к лотку, видели многие.
Полный же отказ от этих механизмов саморегуляции в пользу развития контролирующих функций государства - эксперимент любопытный, но опасный для подопытных народов. Не имея опыта самоорганизации, взятия на себя ответственности за жизнь, свою и окружающих, человек превращается в этакого взрослого ребёнка.
В силу отсутствия опыта он самонадеян - а потому падок на яркие модные лозунги и настойчив в их воплощении в жизнь, часто вопреки и мнению старших товарищей, и просто здравому смыслу.
В отсутствие опыта самоорганизации он легко принимает за таковую движение всем стадом за умелым лидером.
При отсутствии опыта насилия он трусоват и жесток. При получении такого опыта - просто жесток, т.к. его силовые действия никогда не преследовали созидательных целей, не были направлены к улучшению окружающего мира. При попадании в чрезвычайную ситуацию он склонен впадать в панику. В этом состоянии становится опасен и ломится, расталкивая локтями окружающих, за необходимыми ресурсами.
Воспитание и американские протесты в США
Все эти черты западного обывателя мы регулярно можем наблюдать в новостях. Они выливаются то в массовое мародёрство в местах стихийных бедствий, то в протесты с явно абсурдными, в принципе не выполнимыми в реальности требованиями. Обольщаться не стоит - сходные черты наблюдаются и у нас.
Так или иначе, зафиксируем: люди в отсутствие дееспособной власти делают всё, что не запрещает им их воспитание. А толпа как единое целое ведёт себя примитивнее, чем вёл бы себя каждый из её членов по отдельности.
В любом случае, если граждане в отсутствие полиции грабят магазины - значит, они так воспитаны. Религиозного запрета нет, большинство современных граждан не слишком богобоязненны. Понятие "совести" в европейской культурем отсутствует. Наконец, просто рефлекторная привычка чего-то не делать, потому как прилетит от родителей, исчезла после запрета на это самое "прилетит" в рамках борьбы за права детей.
Результат мы видим. Общество торжества законности и правопорядка западного образца порождает людей, способных к созидательной деятельности только в рамках этого правопорядка. И превращающихся вне его действия в подростков. Ну, или высокоразвитых животных - в данном случае однофигственно, их сходство с детьми именно в недоразвитости, в неспособности вести себя как взрослый человек.
Что, опять же, прямо противоречит заявленным целям создателей СССР. Результат противоположен: понимание того, что происходит, пропало даже у образованных слоев населения. Рискну предположить, что сделано это было изначально вполне осознанно, при создании в противовес реальным коммунистам многочисленных европейских социалистов. Тех, которые тоже "за рабочий класс" - но громче, шумнее, лучше представлены в СМИ, а кроме трудящихся готовы защищать геев от натуралов, женщин от мужчин, детей от родителей, собачек от кошечек, пчёл от мёда... ну, в общем, за любой кипеш, кроме нудной работы.
Эта повестка дня, дробящая класс наёмных работников в угоду правящему классу собственников средств производства на кучу мелких, ожесточённо воюющих друг с другом групп, идеально описывается формулой "разделяй и властвуй".
Наверное, какое-то время - это даже может работать. И это пока происходит - но стойкость к каким-либо изменениям окружающей среды у этой системы не очень высока. Уменьшение числа "пряников" вполне может привести в какой-то момент к невозможности погасить протест без применения "традиционных" методов: армии с тяжёлыми средствами летального поражения скоплений живой силы, ускоренного судопроизводства без намека на соблюдение "прав человека" и прочих прелестей классической диктатуры.
И мне даже не очень интересно, произойдет это именно в этот кризис или они снова пройдут по краю и вывернуться за счёт кого-то другого. У меня нет сомнений, что этот исход неизбежен при моей жизни - а потому меня больше интересует, как не вляпаться в эту... субстанцию самим.
1. Общество держится на законах и традиции, вторая появилась раньше и изначально способна обеспечить функции закона в одиночку - но только в рамках относительно небольших коллективов.
2. Закон - это не только письменное выражение традиции, но и способ её менять по воле власть имущих. Способ сложный и опасный для власть имущих - но в определённых рамках действенный.
3. Увлечение этим изменением в современном западном обществе приближается к пределу возможного: прямая передача традиции от родителей к ребёнку оказалась под прямым запретом "ювенального" законодательства.
4. В результате понятия "хорошо" и "плохо" перестали быть "врожденными" (читай - привытыми в раннем детстве путём, фактически, дрессировки), а потому могут изменяться в широких пределах силами средств формирования общественного мнения. Население превращается в идеальный объект для манипуляций.
5. Обнаружился побочный эффект - без определенных моральных норм общество жизнеспособно ровно до тех пор, пока на обуздание его животных инстинктов хватает сил полиции. Без этого - сваливается в хаос.
6. В этих условиях играть против полиции, при том, что сами "элитарии" в массе своей не воины, а юристы и "экономиксисты" - стратегия суицида. Создание верной этим людям "милиции", "жандармерии", "сил охраны толерантности" и т.п. взамен убитой местной полиции потребует кадров - и на кого можно рассчитывать, помимо наёмников из армии и ЧВК, непонятно.
7.Если в США победят демократы - я не удивлюсь, если порядок в богатых кварталах американских городов будут наводить под умелым руководством специалистов-охранников из, скажем, ЮАР. И теми же методами.
Полностью