Сразу уточню, что в данном посте я рассматриваю ситуацию только в крупных городах/мегаполисах, а также СИМы именно, как средство транспорта. Их роль, как средства развлечения/досуга я рассмотрю в дальнейших постах. Ситуацию в других типах поселений также рассмотрю позднее.
Использование СИМов должно быть безопасно, как для пешеходов, так и для самих водителей СИМов относительно автотранспорта. Поэтому, для них должно быть выделено отдельное пространство в виде велополос или велодорожек. Количество происшествий с водителями СИМов уже наглядно показало, что никакого совмещения их движения ни по тротуарам, ни по полосам автотранспорта (личного или общественного) не должно быть.
Споры о дефиците пространства (только пространства) и неэффективности СИМов в холодное время года ведутся постоянно. Многие аргументы с обеих сторон выглядят убедительными, но главная проблема в другом. Дело в том, что спорящие забывают о том, что мы живем не в геометрическом трехмерном пространстве, а в четырехмерном пространстве-времени. Именно о ВРЕМЕННОМ ФАКТОРЕ в сочетании с пространственным многие забывают.
Возьмем общую классическую ситуацию: перекресток с поворотом направо. Большую часть фазы движения прямо автотранспорт может одновременно поворачивать направо. Но, если есть правая полоса для велотранспорта, либо фазу поворота придется еще сокращать, либо запрещать в этот момент движение СИМов прямо в этой полосе. Разрешить эту ситуацию можно совместив движение СИМов прямо с движением пешеходов прямо, но для этого придется расширять велополосу до двух рядов, чтобы стоящие прямо СИМы не мешали поворачивающим направо. И тут уже возникает вопрос дефицита пространства, тем больший, чем больше интенсивность движения СИМов. А поскольку такая ситуация встречается на каждом шагу, практически через каждые 100-300 метров, это не самая приятная проблема. Но, эта ситуация еще имеет неудобное, но компромиссное решение, а вот следующая уже нет.
Проиллюстрирую конкретным примером, который я очень хорошо знаю, как пешеход, водитель и пользователь общественного транспорта одновременно. Перекресток Ботанической и Академика Комарова.
При движении в область по Ботанической автомобили и автобусы не имеют отдельной фазы поворота налево. Они поворачивают из левого ряда при фазе движения прямо по Ботанической в обоих направлениях. Проблема в том, что из соображений безопасности, описанные в самом начале, СИМы не должны перемещаться из своего правого ряда в левый. Соответственно, компромисов не может быть, придется вводить отдельную фазу для СИМов. А это перекресток с весьма интенсивным движением как транспорта, так и пешеходов, с огромным количеством нарушений, которых в случае введения полосы для СИМов станет в разы больше.
Таким образом организация отдельных полос для СИМов увеличит фазы для всех. Конечно, определенные совмещения возможны, поэтому фазы увеличатся не в два или полтора раза. Насколько конкретно трудно сказать. Но, даже увеличение фаз на 20 процентов в большом городе с напряженным траффиком даст очень неприятный эффект.
Пересечение полос - это одна из главных проблема организации движения. Здесь пора вспомнить и про общественный транспорт (ОТ). В большинстве случаев он движется в общем потоке с личным транспортом (ЛТ) и поэтому никаких отдельных фаз не требует. Соответственно, и не замедляет движение. Но, поскольку для него предусмотрен абсолютно правильный приоритет, то часто выделены отдельные полосы. В большинстве случаев пересечение выделенных полос с обычными больших проблем не вызывает, но пока нет полос для СИМов.
Пример тоже хорошо знакомый: ОЧЕНЬ проблемный перекресток Садового с проспектом Мира и Сретенкой.
Чтобы ОТ пересек Садовое со стороны пр. Мира, он должен переместиться из правого ряда (на изображении левый) во второй, чтобы освободить правый для поворачивающих направо. Сейчас это происходит относительно просто. Почему? Да, потому что один автобус перевозит до нескольких десятков пассажиров и ходит относительно редко: вполне достаточно, чтобы за одну фазу Садовое кольцо пересек один автобус. А если параллельно с ним мы запустим еще несколько десятков симоводов? Смогут ли поворачивающие направо автомобилисты, атакуемые симоводами успеть освободить ряды для поворачивающих налево? Не создадут ли еще более дикую пробку, хотя куда уже больше? Или надо будет вводить отдельную временную фазу для пересечения потоков автомобилей и СИМов. И всё это опять параллельно с вопросом, как впендюрить еще 2 ряда для СИМов в этот пространственный ад.
То есть, в чем разница общественного транспорта с СИМами? ОТ (пока не сломался/попал в аварию) проблем движению не создает. Наоборот, перевозя большое количество граждан он только разгружает движение в городе. А СИМы, как символ индивидуализма еще больший, чем автомобиль (на нем даже престарелого родителя в больницу не отвезешь) только и требуют либо места, либо времени. Или и того, и другого. Поэтому в больших городах и тем более мегаполисах, которым является Москва, единственно верный приоритет: пешеход > ОТ > ЛТ. СИМы должны быть исключены, точнее приоритеты и инфраструктура для них. Оставим право симить фанатам, которым и жизни не жалко, и отдельная инфраструктура не нужна, но только не за счет пешеходов и водителей ) Хотя, по хорошему и их надо привлекать к ответственности. Жаль, что не получится.