Линия на Советскую Гавань. V. Кузнецовский перевал.

Aug 28, 2021 22:27

23.06.21

Прошёл пешком - 29,0 км.



Вид со старой перевальной линии неподалёку от водораздела на рзд. Кузнецовский на нижнюю часть старой линии и рзд. Новый Кузнецовский на новой перевальной линии.




Спутниковый снимок маршрута 23 июня. Красная линия - пройденный пешком путь. Большие красные кружки - места ночёвок над станцией Оунэ и в путейском домике на перегоне Кузнецовский - Соллу. Маленький красный кружок - место обеда под автомобильным мостом через Верхнюю Удоми.



Карта маршрута 23 июня. Красная линия - пройденный пешком путь. Большие красные кружки - места ночёвок над станцией Оунэ и в путейском домике на перегоне Кузнецовский - Соллу. Маленький красный кружок - место обеда под автомобильным мостом через Верхнюю Удоми.

С утра небо было в предвестниках ухудшения погоды, оставалось надеяться, что ключевой участок пешки, пересечение железной дорогой Сихотэ-Алиня, удастся пройти без дождя.





Разъезд Оунэ.

Восточнее разъезда Оунэ уходило два пути, но это не было настоящей двухпуткой: левый путь - старый вариант пересечения хребта через Кузнецовский перевал с максимальной высотой 706 м, множеством кривых предельного радиуса, петлями и небольшим тоннелем длиной 413 м; правый путь - новый путь, построенный в 2012 году с тоннелем длиной 3890 м, прорезающим хребет, и наибольшей высотой 580 м. Сначала оба пути идут рядом друг с другом, но в четырёх километрах восточнее разъезда Оунэ расходятся.

Одним из предвестников грядущей непогоды была духота, начавшаяся с утра. Чтобы облегчить передвижение, я решил намочить лицо в пересекаемой речке, что оказалось крупной ошибкой. Казавшееся плотным песчаное дно затянуло мой сапог, и, когда я выбирался на берег, зачерпнул им мути и воды. В итоге носки промокли, а запасной комплект в эту поездку я не брал, исходя из отсутствия бродов, кустов и прочих прелестей настоящего похода. Основная же проблема при мокрых носках - не холод, вода в сапоге в жаркий день согревается очень быстро; главной сложностью становится то, что мокрая шерсть перестаёт амортизировать, и легко набить мозоли.



Расходятся пути на два варианта пересечения Сихотэ-Алиня.

Сначала я пошёл по старой линии, продолжавшей идти по дну долины, в то время, как новая начала набирать высоту.





Разъезд Косграмбо на старой линии.

К посёлку при разъезде Косграмбо подходит автодорога, по которой я намеревался пройти до сворота к разъезду Новый Кузнецовский. Сейчас, глядя на спутниковые снимки, ума не приложу, как так получилось, но факт остаётся фактом: никакой дороги я не нашёл, и у меня сложилось впечатление, что её и нет. Потому я решил пройти немного вдоль путей, чтобы затем подняться к новой линии вдоль какого-нибудь ручья, что в итоге я и сделал, продираясь через заросли. По пути, естественно, подрезал искомую дорогу и к разъезду вышел уже по запланированному отвороту.



Мост через безымянный ручей на новой линии.





Разъезд Новый Кузнецовский на новой линии.

За Новым Кузнецовским началась двухпутная вставка, тянущаяся до разъезда 197 км у западного портала Нового Кузнецовского тоннеля. Интересно, что движение по этому участку почему-то левостороннее, причём значительную часть нечётного трафика составляют локомотивы-толкачи, возвращающиеся в Оунэ резервом - т.к. основной трафик на линии в настоящее время обеспечивается экспортным углём, то на запад чаще всего составы идут порожними.



Двухпутная вставка.



Мост через Верхнюю Удоми на новой линии.



Вид с новой линии на старую.

На 194 километре новая линия высоким путепроводом пересекает старую. В этом месте я спустился вниз и продолжил путь уже по советскому варианту пересечения хребта.



Вид с путепровода на старую линию.





Старая линия проходит под новой.



Мост через Верхнюю Удоми на новой линии.



Кривая у склона хребта.

Вскоре я дошёл до разъезда Откосная, начавшегося с подошедшего из зарослей улавливающего тупика. Мне и в голову тогда не могло прийти, что через несколько часов я пойду в эти заросли по остаткам тупика.



Улавливающий тупик на разъезде Откосная.



Подпорная стенка на разъезде Откосная.



Путейский домик на разъезде Откосная.



Служебное здание на разъезде Откосная.

Над Откосной всего в 100 метрах по горизонтали старая линия проходит в обратном направлении, стремительно набирая высоту. Но, чтобы развернуться на 180 градусов, за разъездом путь отходит от левого борта долины, дважды пересекая Верхнюю Удоми, имея в оконечности петли кривую сверхмалого радиуса - всего 200 метров.



Вид назад на входной светофор Откосной, выше виден верхний участок петли.





Кривая. Левее видна автодорога, а ещё левее и выше - новая линия.



Высокий мост через Верхнюю Удоми на новой линии.



Верхняя Удоми. Вид со старой линии.



Автомобильный и новый железнодорожный мосты через Верхнюю Удоми.



Ж/б труба для р. Верхняя Удоми.

Укрывшись под автодорожным мостом от палящих лучей, я пообедал, после чего, спрятав рюкзак, сходил по автодороге, идущей ниже новой железной, к западному порталу Нового Кузнецовского тоннеля. Особой красотой он не отличался.



Вид с а/д на чёрное пятно, которое и является западным порталом Нового Кузнецовского тоннеля.

К моменту обеда у меня сложилось представление, будто старая перевальная линия никак не используется, будучи сохраняемая в качестве дублёра. Но неожиданно по ней прошёл порожний состав на запад, а, когда я продолжил путь, навстречу проследовал и тепловоз-толкач резервом.



Линия набирает высоту.



На подъёме видны прямой участок старой линии, показанный ранее, автодорога и новая линия с показавшимся тепловозом.

Дорога то прижималась к крутому склону, то пересекала глубокие распадки. Вскоре внизу показалась Откосная, пройденная мной ранее.



Восточная горловина Откосной, вид сверху.



Полка, на которой проложен путь часто очень узкая, и отходить, в случае поезда, особо некуда.



Западный портал тоннеля Старый Кузнецовский.

Подойдя ближе к тоннелю, я завис. Охранная зона его была много больше, чем я думал, и было совершенно непонятно, как его обойти: склоны местами были просто отвесными, а густые заросли не вдохновляли на долгие обходы. Пока я, словно Серая Шейка, торчал у забора с колючкой, меня заметили охранники, и вскоре ко мне направился один из них. Мужик был неожиданно приветлив и вежлив, сообщил, что здесь обойти не получится, нужно вернуться назад примерно на километр, спуститься по какой-то старой лестнице к краю разъезда Осыпная, после чего где-то подняться назад. Вот про это самое «где-то» так и не удалось понять конкретное местоположение. Решив разбираться с проблемами по мере их поступления, я повернул назад.

Лестницы никакой я не увидел, просто начал спускаться во второй распадок (первый уж слишком крутым был), до которого прошёл назад 800 метров. В принципе, продраться сквозь заросли оказалось не так и сложно, самым неприятным был участок перед выходом назад на железку: уж очень там ветки переплелись.

Пройдя до западной горловины Откосной с улавливающим тупиком, показанным ранее, я решил попробовать пойти по нему, благо он как раз уходил вдоль склона сопки с тоннелем, отворачивая сразу после ручья, распадок которого огорожен у портала, где я беседовал с охранником. Мало того, что я быстро набирал высоту, потерянную при возвращении на Откосную, так заброшенный тупик ещё и повернул вдоль склона горы, приближаясь к восточному порталу тоннеля.











Заросший улавливающий тупик.

Закончился он всего лишь в 270 метрах от нужного мне портала тоннеля, и косогором я без особых сложностей выбрался назад на железную дорогу, благо с другой стороны охранная зона была заметно меньше, и в колючку я не упёрся.



Восточный портал тоннеля Старый Кузнецовский.

За тоннелем открылся вид на долину Верхней Удоми с двумя ж/д линиями - старой и новой (заглавный снимок). Местами встречались нестандартные необычные пикетные столбики, может по причине крутого склона и высокого снежного покрова.



Необычный пикетный столбик.



Сихотэ-Алинь.

На подходе к разъезду Кузнецовский, расположенному на водоразделе Амура и Тумнина, меня обогнал тепловоз с вагоном службы дирекции инфраструктуры. Затем они надолго зависли на разъезде, катаясь по его путям туда-сюда, после чего снова обогнали меня уже на спуске. Похоже, это был редкий случай чётного поезда по старой линии - все остальные поезда, включая два прошедших вечером товарняка, шли на запад.



Памятник Кузнецову, изыскателю линии.





Служебное здание Кузнецовский.

Интересно, что следы старого варианта линии можно увидеть прямо посреди разъезда Кузнецовский, который зигзагом пересекает современный разъезд. Интересно, когда произошла перекладка пути. Судя по зарослям на старом варианте, очень давно. Старый, как водится, был лучше вписан в рельеф, на более новом же присутствуют и выемка, и насыпь.



Пикетный столбик в склоне выемки.

Готовясь к поездке, я предполагал очередную ночёвку устроить в месте пересечения железной дорогой р. Мули. Но местность оказалась неровной и болотистой. Решил попытать счастье в следующей долине, до которой было чуть более двух километров. Но уже через километр я наткнулся на путейский домик, не запертый по причине малолюдности окрестных мест. Ещё и непогода набрякала, так что я без особых колебаний решил заночевать под крышей. Единственным недостатком была удалённость от воды - 140 метров вниз по берёзовому лесу, с множеством поваленных после пожара деревьев. Речка внизу была скорее ручьём с прохладной чистой водой. Это были самые верховья реки Мули, вдоль которой мне предстояло идти ещё свыше двух с половиной дней, до мест, где она превратится в серьёзную, разбухшую от дождей, непереходимую вброд реку.



Путейский домик.



Светофор на фоне заката.

Впервые за походную часть поездки я добрался до места ночёвки не затемно. Это дало мне возможность прогуляться немного налегке дальше по путям, что я очень люблю делать походными вечерами - ты можешь созерцать окружающий мир, не сгибаясь под рюкзаком и не опасаясь куда-то не успеть.

В домике сначала я думал лечь просто на пол, но он был сильно грязным, да ещё и комары налетели. Так что, сдвинув лавки к одной стене и поставив стол набок, я смогу воткнуть свою небольшую палатку в освободившееся пространство. Пожалуй, это был редкий случай преимущества палатки с внутренними дугами, будь у меня палатка с внешними, она бы попросту не влезла.

Ещё не стемнело, а забарабанил весь день собиравшийся дождь, гром гремел и до этого. До кучи по очереди медленно проехаил вверх два грузовых состава. Только беруши помогли отключиться от этой какофонии и погрузиться в сон.

Содержание

Железнодорожное, Дальний Восток

Previous post Next post
Up