Застывающий Байкал. II. Чай из сосулек.

Jan 10, 2020 18:48



Смёрзшиеся льдины.

За ночь небольшой припай оторвало от берега, и на рассвете мы снова выдвинулись в путь, не подозревая никаких подвохов.




Лиственница, Байкал и Хамар-Дабан.



Ледовое поле поодаль от берега.

Идти было не сложнее вчерашнего - малое количество снега и проехавший квадроцикл способствовали тому, что поход почти не отличался от летнего. По пути нам встречались нерпы, утки, чайки, которых мы иногда принимали за нерп, и множество обвалов и оползней.



Огромный оползень. В его нижней части даже сохранились колеи от гусеничной техники, расчищавшей завал.



Катюха в утренних лучах.



Солнечная дорожка.



Оторвавшиеся льдины.

После серии Шарыжалгайских тоннелей началось прибрежное торосовое поле. В тот момент мы ещё не знали, что больше открытой воды у берега не будет до самого истока Ангары.







Торосы у берега.

На подходе к мысу Столбы мы остановились отдохнуть у безымянной узкой пади, долина которой вверху расширялась, словно в обрамлении скального амфитеатра. Я полез посмотреть, как всё выглядит в реальности. Долина действительно расширялась вверху, но, вместо сплошного полукруга скал, было несколько небольших распадков, зажатых в скальных теснинах. Зато сверху открылся вид на смёрзшиеся льдины (заглавный снимок), издалека выглядевших свободно плавающими по Байкалу.



Вид с верхней части распадка.







Обвал между тоннелями Столбы 2 и Столбы 1.



Обвал у деревни Баклань.

В Баклани нам попались четыре коня. Два из которых убегали от нас на протяжении километра, после чего смогли обогнуть и ускакать обратно. Вот зачем они нужны там осталось загадкой. Ездят на них что-ли куда-то?! Другое дело - козы, шедшие по крутому склону над путями. С ними-то всё понятно: молоко, мясо, особого ухода не требуют, да и с учётом малого количества снега можно особо и сено не заготавливать - сами прокормятся.



Конь.



Козы.

image Click to view


Козы бредут по склону.



Вид из бокового отверстия в тоннеле Бакланий.

Время шло к обеду, воды у берега не было. Остановились на 127 км на оборудованной стоянке со столом и лавками, а также пологим спуском к Байкалу со времён строительства берегоукрепительной стенки. Катя с целью продолбить лёд взяла толстую берёзовую палку. Я был менее оптимистичен и попытался пробить его камнями. Тщетность наших попыток вскоре стала очевидной, пришлось наломать сосулек с укрепляющей стенки и топить их на чай.



Водная гладь покрыта рябью, а лёд у берега гладкий и издалека неотличим от воды.

В тоннеле 18-бис всё не слава богу. Ручей Киркирей никак не желает целиком утекать по обходным штольням и шахтам, а с каждым годом активнее просачивается в тоннель: с потолока льётся непрерывная струя воды. Железнодорожникам приходится регулярно скалывать лёд с путевого полотна.



Металлические листы на потолке.



Поток воды с потолка тоннеля падает в ледяную чашу.





Сколотый лёд.

До пригородного поезда оставалось ещё много времени, а до Маритуя - мало километров. Изначально мы планировали посидеть с полчаса в беседке у комплекса Киркирей, но прибыл ретро-поезд, из него высыпали туристы, и мы решили пройти подальше.



Прибытие ретро-поезда.

image Click to view


Прибытие ретро-поезда.



Пар от паровоза.

Пройдя вперёд ещё с километр, мы остановились отдохнуть. В этом месте мы впервые и услышали звуки льда, вызванные наползанием одного ледяного поля на другое. Это был не скрежет, и не выстрелы, как бывает позже, когда лёд уже окрепнет. Звуки напоминали вздохи и стоны какого потустороннего существа, словно желающего заманить тебя в глубины.

Отдохнув, мы добрались до ст. Маритуй, где 45 минут ждали пригородный поезд, матаню, чтобы уехать до 102 км на турбазу «Шумиха».



Вид из тупика на ст. Маритуй.

Зацените название закона, согласно которому на заброшенном здании депо в Маритуе повесили плакат: «Закон... об отдельных мерах по защите детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие в Иркутской области.»





Место, запрещённое для посещения детьми.



Расписание под навесом.

Встретившись в матане с моей мамой, мы за 45 минут проехали 18 км и разместились на т/б «Шумиха». Большая группа детей, которой нас пугали, решила поехать по весне. Постояльцы в соседнем номере уезжали ночным пригородом, так что на базе к утру оставались только мы втроём. Общее впечатление от базы подпортила неприятного вида повариха, категорически отказавшаяся приготовить завтрак к 8 утра, сообщив сначала, что вообще сделает в 10, а потом, якобы смилостивилась и согласилась на 9 со словами «у меня рабочий день в 8 начинается». Интересно, а что она собиралась делать в остаток рабочего дня, когда мы уйдём?

Железнодорожное, Кругобайкалка, Фауна, Хамар-Дабан, Байкал

Previous post Next post
Up