Аршанское кольцо. III. Две мыши, два оленя.

Aug 29, 2017 21:14

27.07.17

Начало пути - 7:55, высота 804 м, расстояние до конца маршрута 35,6 км.
Конец пути - 15:44, высота 1111 м, расстояние до конца маршрута 19,6 км.



Лесное озеро.





Карта маршрута 27 июля. Красная линия - мой путь. Большие красные кружки - места ночёвок на берегу Китоя и в долине Харсапки. Маленький красный кружок - место обеда у протоки Шабартайки.

Начало пути этого дня напоминало вторую половину предыдущего: тропа то появлялась, то терялась. Существенным отличием было полное отсутствие прижимов и больше следов человека: местами были перепилены и убраны деревья, упавшие поперёк тропы, однажды тянулась череда заломанных веток.



Вид на стоянку на левом берегу Китоя.



Вид на стоянку на левом берегу Китоя.



Широкая пойма.



Памятник над рекой.

Если верить карте, Белокопытка при впадении в Китой растекается на три русла: два постоянных и одно пересыхающее. Но, как и во многих других подобных случаях, верить карте нельзя. Не добегая до Китоя воды Белокопытки упираются в двухметровый песчаный вал, где за годы успели нарости не только кусты, но и деревья; все протоки сливаются в одну и впадают в Китой даже чуть ниже, чем когда-то впадала самая северная, показанная пересыхающей, протока. Рядом с устьем в песке зачем-то вырыта яма метровой глубины с несколькими дырками в стенках. Из одной из дырки выглянула мышь, глянула на меня и, выпав на дно ямы, юркнула в другую.



Загадочная яма.

Брод через Белокопытку не представил каких-то сложностей: через реку были перекинуты брёвна, но и без них перебродить было бы легко.



Край Главного Саянского разлома; ближе - Тункинские Гольцы, дальше - Китойские.

Дойдя до места, где мне следовало уходить от Китоя (высота 781 м), чтобы оказаться южнее отдельной горы, расположенной между Китоем и Архутом, я поднялся на высокий берег, наткнулся на хорошую тропу и, попрощавшись с Китоем, пошёл по ней.



Мне уходить правее горы на снимке.

Незадолго до первого ручья, хорошая тропа разделилась на две. Правая забирала сильно вверх - я пошёл по левой, растаявшей в лесу через сотню-другую метров. Пришлось идти по навигатору, благо в лесу не было ни кустов, ни обилия поваленных деревьев. Дойдя до Шабартайки, я остановился на обед. Пока я ел, вокруг скакала мышь, активно стараяясь добраться до моих припасов. Сама Шабартайка в лесу растеклась на 4 протоки. Это связано с особенностью рельефа данной местности: речка течёт недалеко от западины между вышеописанной горкой и отрогами собственно Тункинских Гольцов. Западина же весьма заболочена, я шёл по её южному краю, где часто попадались каменные осыпи.



Болото и осыпь.

Троп, показанных по карте, практически не было: они то появлялись, то исчезали. Потому, достигнув определённой точки, я повернул строго на юг к Харсапке, начав набор высоты. Это был довольно муторный участок: налетевшая было хмарь рассеялась, стало жарко. Крутые взлёты сменялись пологими участками, а иногда и небольшими долинками, раздосадовавшими потерями высоты. Зато именно в этой глуши я увидел двух благородных оленей с расстояния примерно 30 метров. Чуть позже в лесу попалось и небольшое озерко.



Лесное озеро (оно же на заглавном снимке).

После того, как я поднялся почти до отметки 1100 метров, нужно было свернуть к Харсапке, что текла на сотню метров ниже - идти траверсом, не сбрасывая высоту, было нельзя из-за крутых склонов выше по течению. По пути я наткнулся на замкнутую котловину, но озера в ней не было, видать, оно временное и к концу июля уже высохло. В дальней части котловины я в очередной раз вышел на тропу, которую в очередной раз потерял незадолго до Харсапки.



Замкнутая котловина.

Берега реки меня не порадовали: густая растительность, множество поваленных деревьев. К этому времени я уже прилично упахался и взмок, так что небольшое купание в реке было кстати. Продолжив путь, я выяснил, что то, что я принял за реку, было лишь её протокой, примерно в половину от всей Харсапки. На правом берегу обнаружилось какое-то подобие тропы, вскоре заведшее меня в конкретный бурелом. Так я и шёл следующие полтора километра: тропа то появлялась на одном из берегов, то незаметно переходила реку, то терялась в поваленных деревьях. Густые кусты по берегам не способствовали спорадически возникавшему желанию плюнуть на тропу и идти как придётся. В самой реке отмелей и сухих проток почти не попадалось, потому и двигаться по руслу был не вариант. Самое же плохое, что нигде не наблюдалось мест даже под мою маленькую палатку: везде были камни, бугры, кочки, брёвна и т.п. Лишь через 45 минут такого движения мне наконец-то удалось поставиться метрах в 15 от реки в совершенно неживописном месте. Зато рядом росла рясная спелая жимолость, наполнившая меня витаминами.



Палатка в долине Харсапки.

В 18:30, когда я только успел поужинать, пришла первая гроза. Молний было немного, зато дождь лил как из ведра. Оказалось, что верхняя часть молнии внешней палатки всё-таки пропускает сильный ливень: капли скатывались на внешнюю стенку внутренней палатки и стекали по ней - затянись дождь, они могли бы и внутрь проникнуть. В 22:30, уже после того как я заснул, пришла вторая гроза. В этот раз слабым был дождь. Зато молнии били с частотой один удар в минуту и чаще на протяжении более получаса: такой долгой мощной грозы я и не припомню, она больше бы подходила тропикам, нежели нашему региону. Ощущалась польза от места, где я остановился на ночлег: деревья и склоны надёжно защищали меня от сильного ветра.

Содержание

Аршанское кольцо, Тунка

Previous post Next post
Up