Чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху

Apr 10, 2015 03:48


Я уже давно обратил внимание на окончание 2-го Страстного Евангелия: "Было утро; и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху" (Ин.18:28). Как же это "по-нашему, по-бразильски": Невинного отдать Пилату на убиение - это запросто, тут проблемы нет, но вот соблюсти ритуальную чистоту, чтобы можно было пасхальную жертву есть (войдя в дом язычника, не соблюдавшего законы ритуальной чистоты, еврей приобретал "трупную нечистоту", а в этом состоянии нельзя было есть мясо жертвы) - это "святое", "на это мы пойтить не могём!", как говорится. А вот Иосиф Аримафейский и Никодим - те не побоялись осквернится, погребая Тело Иисуса, не пожалели, что ягнёночка не покушают. Впрочем, "снявши голову, по волосам не плачут": они, как-никак, не побоялись рискнуть выразить сочувствие к Тому, кто с точки зрения первосвященников был "богохульником" и лжемессией, а с точки зрения римлян - бунтовщиком ("террористом", как бы сейчас сказали).

В связи с этим приходит на память известная история из С.Фуделя о том, как убили девочку, которая возвращалась после пасхальных каникул из дома в школу и несла с собой немного денег, корзиночку с домашними пирогами и несколько штук крашеных яиц. Убийца деньги забрал, пироги съел, но яйца не тронул: "Как же я мог? Ведь день был постный"! Из той же "оперы" - "Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился. Первосвященники, взяв сребренники, сказали: непозволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови" (Мф.27:3-7). Пожалуй, тут даже Иуда смотрится лучше первосвященников: в нём хоть что-то живое чувствуется - пусть нет подлинного покаяния, но он хотя бы переживает, а они - спокойны, как удавы. Ещё и благочестивыми небось себя чувствуют: "цену крови" мы в храмовую казну не возьмём (а что? пожалуй, это ж всё-таки лучше, чем "колокола от солнцевской братвы"!), но и пропасть денежкам не дадим - купим-ка на них участок для кладбища! Тоже дело полезное, что называется...

Да, хорошо про такие вещи у Исаии сказано (1:11-14) - "К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу. Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие - и празднование! Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови". Как говорится, "ни убавить, ни прибавить"...

p.s. Не буду говорить ни слова о текущих актуалиях! Всё уже сказано за нас. Чтущий да разумеет...

Священное Писание, экзегетические этюды, Священное Писание в богослужении

Previous post Next post
Up