Читаем 1-ю Книгу Царств...

Jan 01, 2014 23:51


Скопипастил у steba из molodezhkagroop. В связи с последними событиями мне думается, это самое уместное. Автор, как принято говорить, жжот!

Выводы делайте сами...
Нас ждет перемена священства
Илий

А еще это Пролог Самуила, и все готовит сцену к перемене священства, за которой следует перемена образа власти. Обратите внимание на главного священника Илия - его образ не так однозначен и у меня он вызывает симпатию.

Пока он не понимает Анну - считает ее пьяной. При этом «сидит на троне у входа в Храм». Подобно монарху - да. (Да и технически он скорее отец народа.)

И еще забавнее: «благовествует» ей, не зная (он не слышал), о чем говорит: «иди с миром, и Бог Израилев исполнит прошение твое, чего ты просила у Него».

Это будет продолжаться в главе два - про его сыновей и утрату зрения.

***
Бонус: старый текст из ЖЖ Самуил, коррупция, Церковь

Анна ничтоже сумняшеся отдает мальчика Самуила в «плохую церковь», испорченную и обреченную клерикальную среду (Илий и его наглые сыновья).
И вот, это не мешает Самуилу стать тем, кем он призван.

Так бывает постоянно, к счастью. (Параллель рождению при бесплодии.)

Насколько дурной должна стать церковь, чтобы «отрясти прах» и сказать: тут совсем не осталось места для Духа? Обычно смешанная картина: где царствует грех, там преизобилует благодать. Примерно так.
Коррумпированная церковь - может благословлять
1 Царств 1:17:

И отвечал Илий и сказал: иди с миром, и Бог Израилев исполнит прошение твое, чего ты просила у Него.

Это я в процессе чтения вместе на молодежке подумал. Илий - коррумпированный «патриарх». Он ест слишком много мяса от жертв, которые приносят все израильтяне, толстеет, слепнет, слишком терпим к безобразиям сыновей. И т.д.
Но тут он, обвинив Анну в посещении Храма в алкогольном опьянении и поняв, что не прав, дает свое благословение - «Бог да исполнит». Что исполнит, он не знает (знает читатель). То, что Бог исполнит, включает в себя свержение самого Илии со престола.

Тем не менее, он технически играет роль «благовестителя» - возвещает рождение ребенка. (И он же помогает мальчику, который его сменит, понять, что с ним говорит YHWH в главе 3.)

Вот. Коррумпированная церковь может говорить правду. (Позже будет похожая история с ковчегом - хотя его неудачно использую как «реликвию-талисман», он остается настоящим.) Может благословлять.
Вот, все сложно, как реальность.
Итак, перемена священства

Итак, Анна отдала Самуила - но, оказывается, в плохое место. При Храме происходят всякие мерзости.

Перемена священства - вот к чему готовят нас особенно эти главы. Автор противопоставляет Самуила роду Илии. Похоже, там всем заправляют сыновья старого Илии, которые «не знают Бога» (стих 12 б). Как я говорил устно, культовых отклонений в книге навалом и ты обычно не понимаешь, автор это осуждает или просто не знает о норме.

Тут есть странность: мясо, оставшееся от жертв, варят. Обычно пекли. Похоже, священники берут свою долю наудачу, вслепую вилкой - какой кусок достанется. Но эти священники беспредельничают: берут свою долю сырого мяса до того, как жертва принесена. И это совсем извращение: не участие в жертве. «Циничное использование священнической власти». И спят с женщинами, которые «прислуживают» - непонятно, как и что они там делают. Добром такие вещи не кончаются.

А Илий (который трогает меня) скорее слаб. Выговаривает сыновьям, но как-то мягко и безнадежно. «Что поделаешь?!»

А в то же время Самуил живет иначе (26):
Отрок же Самуил более и более приходил в возраст и в благоволение у Господа и у людей.
- Ничего не напоминает? Гм, мы ведь долго читали Луку.

И потом начинают звучать пророчества на тему.
суды и пара интересных вещей

Далее не стану подробно.

А дальше два пророчества, и оба о суде. Почему бы это так? Если вы думаете, что

(По иронии судьбы между ними стоит: слово Господне было редко в те дни, видения были не часты. Ничего себе не часты!)

А другое интересное (к теме коррумпированная церковь): в знаменитой главе 3 именно Илий помогает Самуилу слушать Бога - и старый толстый (см. 2:29 - растолстел на приношениях) священник слышит приговор себе. Он хоть и испорченный, но на что-то все равно годится.
Ковчег не игрушка
Святое опасно для здоровья: история ковчега
Уже писал в ЖЖ когда-то

Комическая и тяжелая история ковчега Завета в 1 Цар 4-6. Как все не знали, как бы избавиться от ковчега:
что нам делать с ковчегом Господним? научите нас, как нам отпустить его в свое место, -
но Израиль никак не мог от него избавиться насовсем и тихонько наблюдал, что будет.

Сим победиши?

1. Примерно так: Израиль берет ковчег в бой как талисман (как по преданию Константин обращался с крестом, как это напоминает что-то из нынешней жизни с ее духовными скрепами) и идет на филистимлян - и разбит.

Ковчег не игрушка и не гарантия. Ковчег как боевая реликвия - не помогает. (Полезный текст для батюшек в армии и вообще для сакрализации власти-армии-государства-компании, чего угодно. Опасные игры со святым.)

Типа «либералы» торжествуют, не нужны нам святые пояса и перья архангелов. НО вот что не менее важно:

2. Тем не менее, ковчег остается святым ковчегом в самом серьезном смысле и побеждает языческих богов и всех вокруг убивает. Святость есть святость. Оказывается, она опасна как для неверных, так и для верных.

Ну вот. Не фига манипулировать святостью для любых - самых благих - целей. Опасно для жизни и здоровья.Надо сказать, там ещё несколько тем по 1Царств кроме тех, на которые я дал ссылки (и до первой, и после последней, и между я несколько пропустил) - очень интересно!UPD: Вспомнилось, что духовника Патриарха, зовут, как известно, о.Илий (не Илия, а именно Илий)...

Сказать этим ничего не хочу - так, просто наблюдение...

UPD: Поправили меня - о. Илий (Ноздрин) пострижен в честь одного из 40 мучеников, а не в честь ветхозаветного Илия.

Священное Писание

Previous post Next post
Up