О притчах Господних и невидимой руке рынка

Dec 02, 2013 22:52


Очень интересное прочтение partizan_1812 евангельской притчи о неразумном богаче (евангельское чтение прошедшего воскресенья)
Не знаю кто как, а мы в отряде иногда разговариваем разговоры о вещах весьма отвлеченных. Сегодня речь вдруг зашла о Римском папе и его недавнем манифесте. Манифеста я не читал, но осуждаю он оказался только поводом для краткой беседы, в ходе которой дискутанты проводили сравнительный анализ достоинств различных социальных систем. Не сердитесь - с кем не бывает.

И вот в качестве на три четверти шутки была высказана точка зрения о том, что сегодняшнее евангельское чтение выносит приговор капитализму. Напомню тем, кто пропустил; читали вот эту притчу Господню.

“16… у одного богатого человека был хороший урожай в поле; 17и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих?
18И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю бо'льшие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, 19и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.
20Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?
21Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.” (От Луки, гл. 12)

Мысль острая и правда в ней имеется. В основе капитализма действительно покоится описанный здесь “инстинкт” выгоды.

С другой стороны, этот инстинкт гораздо старее и всеохватнее капитализма. Ведь жил этот богач при развитом рабовладельческом строе в обществе, где о капитализме еще и не слышали, а указанные отрицательные качества уже проявлял.

Более того, внимательное прочтение притчи под углом “общественного направления” с головой выдает некапиталистический характер имущественных отношений, в которые вступал при жизни этот богач. Его реакция типична именно для традиционного общества, в котором товарно-денежные отношения не играют основной роли. Если бы он был капиталистом, то его реакцией было бы скорее желание продать этот урожай или раздать его в долг под проценты, поскольку капитал приносит прибыль только в ходе оборота. Но богач из притчи ведет себя как верный сын эпохи натурального хозяйства.

«Заслуга» капитализма именно в том, что образ мысли и жизни такого богача делает невероятным то решение, которое описано в притче. Из желания действовать в своих собственных корыстных интересах, даже совершенно забыв при этом о милости к ближнему, о бренности своего существования и об эфемерности земных достижений (именно обо всем этом забытом и идет речь в сегодняшнем чтении), богач в том положении, которое описано в притче, отправит неожиданное богатство на рынок, снизив тем самым цены на зерно, не потому, что хочет помочь ближнему, а именно потому, что желает разбогатеть.

Если вам все это напоминает трактат «О богатстве наций», то это неудивительно. Все разговоры такого рода подобны работе колодезников, которые рано или поздно достигают этого слоя. А если вы в недоумении - с чего бы это он? - то ответ очень прост; я с большой осторожностью отношусь к попыткам издать Евангелие как приложение к «Манифесту» и «Капиталу».

Автор "Богатства народов"


ПризнАюсь при этом, что человек, сказавший те слова, с которых я начал этот разговор, ни в коем случае не имел ввиду подобных страшностей. Но слишком уж много у такого прочтения Евангелия появилось энтузиастов. А какой для них лучший аргумент? На совет апостола Павла (Еф. 5:15) могут не обратить внимания, а вот политэкономический аргумент - он в самый раз будет.

Ну и для разрядки напряженности


Священное Писание, Священное Писание в богослужении

Previous post Next post
Up