О глубинных причинах Константиновской эпохи

Oct 07, 2013 16:17


Написано в связи с постом adam-a-nt " Доксология по случаю 1700-летия Миланского эдикта" и в особенности комментарием baeval к нему " Лицо Церковь потеряла""

У меня давно уже после прочтения статьи Лурье (hgr) "Классификация ИПЦ: история и перспективы" сложилось такое впечатление, что "константиновщина" в IV была обусловлена тем, что продолжительное существование Церкви в катакомбах ведет к эволюции в направлении дурдома. Из этой статьи ясно видно, как и почему подпольное существование неизбежно превращат церковную организацию в "дурдом" (по его же собственным словам). Причин тому масса: и те, что он сам приводит, и еще много чего - в частности то, что, как говорится, "в подполье можно встретить только крыс". Оно и понятно: узость, замкнутая среда, постоянно культивируемые страхи - где уж тут голову-то сохранишь,

Римские гонения были, по большому счёту относительно мягкими по отношению к исламскому и советскому владычеству. Конечно, не было официального легального статуса, и христиане существовали подпольно, базируясь то на кладбищах (те самые катакомбы), оформляясь как погребальные коллегии (collegia funeratica), то на частных владениях (как правило, принадлежавших богатым христианам и особенно христианкам - в древней Церкви было велико значение богатых вдов). Да, периодически христиан влекли к преторам и проконсулам и приходилось быть верным Христу "даже до смерти", но на целые десятилетия власти могли на христиан просто "забивать" - не до того им было. По большому счёту такие условия были в чём-то благоприятнее, чем официально легальный статус христианского гетто в исламском мире (с одной стороны - имеете право на существование в качестве платящих джизью "зимми", с другой - за миссию секир-башка полагается ну и плюс много произвола было, когда могли прийти башибузуки и всех вырезать) или аналогичный статус "пережитка прошлого" в СССР. Это хоть и официальный статус, но условия очень уж удушающие и способствующие вырождению - особенно что СССР касается.

Поэтому Церковь 3 века просуществовала нелегально, но не особенно быстрыми темпами дурдомизируясь (хотя уже были фрукты типа Тертуллиана). Но, видимо, к началу IV в. некий предел был перейдён и Константин был попущен как меньшее зло по сравнению с дурдомом. Возможно, это было связано с предшествующей деятельностью Диоклетиана (самого-то по себе одного из самых удачных администраторов среди римских императоров), который от спорадических гонений по доносам перешел к целенаправленному розыску христиан. Это была политика, направленая на уничтожение христианства (едва ли не половина из древних мучеников пострадала при Диоклетиане). Реально уже встал вопрос о настоящем подполье, а не просто о существовани без официального статуса под крышей погребальных коллегий или на виллах богатых овдовевших матрон, ставших христианками. Джинн был выпущен из бутылки, и либо грозила перспектива настоящего ухода в подполье и маргинализации, либо Церкви должны были дать легальный статус. Произошло второе, что оказалось промыслительным, т.к. было меньшим злом.

И еще: я думаю, что, возможно, деятельность Константина была необходимой для исполнения пророчеств Исаии и Захарии: "Тогда сыновья иноземцев будут строить стены твои, и цари их - служить тебе; ибо во гневе Моем Я поражал тебя, но в благоволении Моем буду милостив к тебе. И будут всегда отверсты врата твои, не будут затворяться ни днем ни ночью, чтобы приносимо было к тебе достояние народов и приводимы были цари их. [...]И придут к тебе с покорностью сыновья угнетавших тебя, и падут к стопам ног твоих все, презиравшие тебя, и назовут тебя городом Господа, Сионом Святого Израилева. [...]Ты будешь насыщаться молоком народов, и груди царские сосать будешь, и узнаешь, что Я Господь - Спаситель твой и Искупитель твой, Сильный Иаковлев" (Ис.60:10-11,14,16) и "Затем все остальные из всех народов, приходивших против Иерусалима, будут приходить из года в год для поклонения Царю, Господу Саваофу, и для празднования праздника кущей" (Зах.14:16 ) - главным праздником Иерусалимской Церкви, на который собиралось множество паломников, был праздник Обновления храма Воскресения Христова на Гробе Господнем, который как раз был осенью, т.е. примерно тогда, когда бывают Кущи. Возможно, после их исполнения с возведением храма на Гробе Господнем промыслительный смысл христианской империи утратился, хотя она потом по инерции и просуществовала ёще довольно долго.

история, христианство

Previous post Next post
Up