Как я 20 лет назад миссионерил адвентистов 7-го дня

Sep 30, 2013 04:28


В связи с известными разговорами о миссии решил поделиться воспоминаниями, как я сам миссионерил. Было это дело в 1993-м, совсем вскоре после моего воцерковления (крестился я в Рождественский Сочельник 1993 г.). Где-то в мае приехал в Москву адвентистский проповедник Марк Финли и была очень большая миссионерская компания: на месяц, если не больше, арендовали "Олимпийский" ну и начали планомерно работать. Это ж "лихие 90-е" - там кому угодно сдать могли, хорошо еще если всё-таки христианам хоть каким-нибудь, а не каким-то там совсем уж отмороженным типа Аум Сюмрикё.

Кстати, я с одной сюмрикисткой тоже общался в ту пору - иду в храм как-то и вижу на Тургеневской пикет сюмрикистов с литературой. Поговорил с женщиной, которая там стояла, потом мы еще перезванивались, общались, пару раз она к нам в храм с моей подачи зашла, но, разумеется ничего у меня не вышло - в один далеко не прекрасный вечер пришла она к нам на вечерню, отдала мне книги Шмемана, митр. Антония и ещё какие-то, которыми я её потчевал и сказала, что едет в ашрам где-то под Тверью (потом я еще читал в газетах, что с ним какая-то криминальная история была - типа людей насильно удерживали и всё такое).

Ну ладно, вернёмся к адвентистам. Я, само собой, "возревновал о Православии" (ясное дело - неофитский пыл, "рою копытом землю") и в ближайшее же воскресенье подошел к о.Георгию и спросил благословения ходить в Олимпийский - "свидетельствовать о Православии". Благословение было, разумеется, дано, и я ходил. Познакомился там с несколькими женщинами из московских адвентистских общин и с ребятами, которые учились в адвентистской семинарии в Заокском под Тулой. Контакт установился, я даже сразу сообразил, как им возражать можно насчёт их любимых заморочек с субботой и законом и посмертием (я потом про это даже 2 текста написал - "Критика учения адвентистов 7-го дня о субботе" и "Критика учения адвентистов 7-го дня о посмертном состоянии человека" - только не судите слишком строго, это писалось ещё совершеннейшим неофитом с в общем-то минимальными познаниями; хотя сам факт, что я смог достаточно грамотно разобраться и написать, неплохо, на мой взгляд, характеризует тогдашний уровень оглашения у о. Георгия).

Общались мы где-то примерно до начала июня - это с семинаристами (потом миссия кончилась, и они уехали), а с тёткам я ещё потом долго контакт поддерживал (где-то до сих пор телефоны их записаны - не факт, правда, что они по тем адресам живут ещё, т.к. почти 20 лет прошло), несколько раз к ним приезжал на собрания (удобно было то, что это адвентисты и соответственно собирались они по субботам, а не в воскресенье), общался с народом, даже с пастором говорил.

Польза для меня лично была большая, т.к. стимулировала учиться - я, например, 2 упомянутых материала написал, чтобы распечатывать и давать людям почитать, когда ездил к ним в гости, впервые Толковую Библию открыл - собственно, узнал о ее существовании, когда искал комментарии на Книгу пророка Даниила. Дело в том, что в связи с эсхатологической настроенностью (ребята-семинаристы из Заокского мне говорили, что с большим интересом читали православный бестселлер того времени "Россия перед Вторым Пришествием") у адвентистов особый упор на Апокалипсис и Книгу Даниила, и с этим связаны ещё некоторые их заморочки вроде учения о небесном святилище, основанном как раз на превратном толковании Даниила и Послания к Евреям. Собственно, начались-то адвентисты 7-го дня как конфессия (говорю для тех, кто не знает) с того, что некий Уильям Миллер "вычислил" по книге Даниила, что в 1848 году должно состояться Второе Пришествие и собрал народ где-то на горах в США; когда случился легко предсказуемый epic fail, большая часть клюнувших на эту удочку, ясное дело, разбежалась "яко исчезает дым", но тут появилась ещё одна "пророчица" по имени Елена Уайт, которая все "объяснила": мол, ребята, без паники, "всё пучком" - Миллер правильно дату вычислил, но неправильно её интерпретировал - должно было произойти не Второе Пришествие, а Христос, оказывается, в Небесном Святилище (см. Послание к Евреям) вошел из Небесного Святого в Небесное Святое Святых (мол, раз сказано было Моисею "сделай всё по образу, тебе показанному", то и в Небесном Святилище есть те же отделения, что в Скинии и Храме). Понятно, что я на столь своеобразное богословие не повёлся, но "изучить матчасть" необходимость с ним спорить меня побудила. Кстати, статья о субботе потом попала в руки к о. Георгию, он благословил ее опубликовать в издававшемся тогда Преображенским Братством альманахе "Паравославная община", а мне в СФИ поступать, но это уже, как говорится, "совсем другая история".

Так что польза для меня была несомненная - я твёрже в нашей вере стал. Сложнее с миссионерскими успехами: то есть, строго говоря, никаких :). Правда, я лет через сколько-то читал у Кураева, что ряд студентов и преподавателей Заокской Семинарии Адвентистов 7-го дня обратились в православие, но те ли ребята это были, что со мной общались, не те и даже если те, что со мной общались, то какова тут причинно-следственная связь с этим общением - об этом сказать ничего нельзя. Скорее всего не те и никаких связей с контактами со мной нет :).

С тётушками тоже ничего не вышло (строго говоря, обычно такого рода людям вполне комфортно в их общинах, они себя там нашли и сподвигнуть их на какие-то перемены весьма непросто) - общаться-то мы общались, но никаких "зацепок" не возникло и постепенно общение на нет сошло. С прочими людьми, с кем я там познакомился (местная "молодёжка", например), тоже ничего "не срослось". В принципе я им там и правильные вещи говорил, и даже не только "на голову бил" - приглашал в храм, давал послушать записи песнопений. Я ж сам через богослужение пришел и потому думал: "зацепит". Приходили, кстати, говорили, что нравилось, но чтобы перейти - до того не дошло.

Я, конечно, был тогда слишком молод и неопытен - наверно, и не могло получиться. Потом уже, в конце 90-х у меня был был опыт интернет-миссии - мы с одним парнем переписывались (познакомились в какой-то интернет-конференции), он был протестант (методист), постепенно дозрел и сам попросился, чтобы в православие перейти. Даже просил, чтобы я был восприемником (его почему-то через крещение принимали, хотя могли бы и через миропомазание - в Троицу-то методисты верят; не знаю, почему так решили). Это, правда, было не в Москве, но у меня в том городе были "друзья по переписке" - ну вот они его к своему духовнику и отвели. А когда его крестили (было это не в храме, а где-то на источнике, чтобы полным погружением) - аж моё имя как восприемника на ектенье поминали, так что я с той поры "виртуальный крёстный" :).

Но с ним я года два, наверное, переписывался и особо-то не спорил: были, конечно, вопросы с его стороны, в т.ч. и каверзные, но в основном-то как бы просто общение со мной, видимо, стимулировало его к какой-то духовной работе ну и он ещё увидел, грубо говоря, что "у православных не только тёмные бабки". Возможно, если бы с адвентистами я тоже общался больше и плотнее, тоже что-то получилось бы, но вряд ли - уж слишком, повторяю, я был неопытен в начале 90-х (с этим-то парнем я общался, когда церковный стаж у меня был лет 6-7 уже - не много, конечно, но уже хотя бы и не совсем полный ноль).

upd: Продолжение.

воспоминания, миссионерство

Previous post Next post
Up