21 псалом, несение Креста и притча о званных на брак

Sep 29, 2013 20:52


21 псалом, как и 53 глава Исаии - подлинное "Евангелие в Ветхом Завете": не просто прообраз, как обычно, а нечто большее - в обоих случаях создается впечатление, что писались эти слова непосредственно у Креста Господня. Таким образом, это один их важнейших в мессианском смысле псалмов. Интересно, что согласно книге финского исследователя и проповедника Ристо Сантала "Мессия в Ветхом Завете в свете раввинистических писаний" (ISBN 5-7454-041-2, Санкт-Петербург, "Библия для всех", 1995г.) 21 псалом (22 в по счёту масоретского текста) считается мессианским и в иудейской традиции, но только славословная часть с 23 стиха, где видят образ мессианской трапезы. У нас как-то меньше на это внимание обращают и псалом воспринимается прежде всего как пророчество о Страстях, хотя, как известно, стих "ядят убозии и насытятся" входит в чин молитв за трапезой. Кроме того, есть версии Последования ко Святому Причащению, где кроме обычных 22, 23 и 115 псалмов есть еще и 21-й (например, то последование, которое используют старообрядцы) Т.е. и смысл мессианской трапезы (а Евхаристия - это и есть мессианская трапеза) в этом псалме православная традиция усматривает.

В свете сказанного выше посмотрим, какой свет это способно пролить на евангельские чтения сегодняшнего дня: Недели по Воздвижении Мк.8:34-9:1 и рядовое 14-й Недели по Пятидесятнице Мф.22:1-14 - совпадение этих чтений весьма примечательно и даёт дополнительные поводы для размышлений.

С первым Евангелием всё просто: его начало, как и 1-я часть 21-го псалма говорит о Кресте Христовом (потому и избрано для чтения в этот день), а а заканчивается оно словами о явлении Сына Человеческого во славе Отца и пришествии Царства Божия в силе, что может быть соотнесено с окончанием 21 псалма, где, как мы видим, говорится уже не о Страстях Христовых, а о Его славе. А что же второе Евангелие? Разумеется, брачный пир, о котором говорится в притче - это как раз та самая мессианская трапеза, о которой говорят последние стихи 21-го псалма и ещё ряд мест Ветхого Завета (скажем, Ис.25:6-8), т.е. один из образов Царства Божия (см. Откр.19:9). Далее общеизвестно - прямой исторический смысл притчи таков: званные на брак, которые отказались прийти, а то и побили царских слуг - иудеи (тут толкователи еще со времён Златоуста, если не ранее, видят связь с непосредственно предшествующей по тексту притчей о винограднике), собранные по распутьям - призванные в Церковь Христову язычники, человек в небрачной одежде - ну, это столь очевидно, что и говорить не стоит :). Но вот что же ещё мы можем вынести из сопоставления двух этих чтений и косвенной связи обоих с 21-м псалмом?

Мне думается, связь можно установить такую: брачное одеяние, необходимое для участия в Трапезе Агнца - это крестоношение. Как из вопля Богооставленности в начале 21-го псалма рождается славословие в последних его стихах, так и перенесение скорбей и испытаний Христа ради отрывает путь к соучастию в Его славе: "Но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете" (1Пет.4:13), и "кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее", "Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами" и "те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями" (Гал.5:24). Кто не откликнулся на Зов Божий, кто убежал от него, подобно Адаму в раю - тот, разумеется, остаётся "вне чертога брачного", но и кто думает войти в него без несения Креста, подобно неразумным девам, не озаботившимися о том, чтобы запастись елеем (ещё одна замечательная параллель!) - тот тоже не будет причастником Брачной Вечери Агнца. Упаси нас Бог от этого!

Еще о связи евангельских слов о крестоношении с другими местами Ветхого и Нового Завета я писал в теме "Слушай, Израиль" и Новый Завет.

Священное Писание, экзегетические этюды, Крест Христов, Священное Писание в богослужении

Previous post Next post
Up