Мои мысли о Шестодневе и эволюции

Sep 13, 2013 22:09


Началось всё с того, что я в Фейсбуке поделился ссылкой на пост m-e-l-n-i-k-o-v " О Шестодневе". Там было сделано несколько комментариев, которые и дали мне повод изложить кое-какие свои мысли по даному вопросу. Отредактированный и дополненный вариант этих соображений я и публикую здесь. Отмечу сразу, что я не столько пытаюсь дать готовые ответы, сколько ставлю ( Read more... )

эволюция, Священное Писание, дарвинизм, вера и наука, фундаментализм, богословие, наука

Leave a comment

vyacheslav_fv September 30 2013, 19:13:49 UTC
Святитель Филарет Черниговский. Повествование Моисея о порядке устроения мира есть истинная история, а не философема какого нибудь поэта или философа и еще менее - народный миф.
а) В самом повествовании ничего нет такого, что заставляло бы отступать от буквального смысла его; напротив видны все признаки исторического повествования: краткость и точность в расказе, речь простая, без украшений воображения, без хитрого сплетения умозаключений.
б) Ни восторги поэта, ни тонкия умствования философа ни мало не были сообразны с духом времени Моисеева. К чему же и предполагать их в повествоании Моисея?
в) Все, какие доселе предпринимаемы были толкования на повествование Моисево, как аллигорическое, разногласят между собою, и - все они изысканны и произвольны, - иное прибавляют к тексту библейскому, другое исключают из него. И след. все должны быть отвергнуты, как не умный произвол.
г) Вся книга бытия есть книга историческая. История миробытия есть такая ея часть, без которой недостаточно понятно содержание целаго. Потому истории миробытия должен принадлежать характер целой книги бытия. «Предметы описываемые - за пределами человеческого наблюдения»? Но они - в пределах ведения Божия, озарявшаго ум первосозданных и Моисея.
д) Моисей в другой книге своей дает историческое значение повествованию о миробытии (Исх. 20, 8-11; 31, 16, 17) [16, § 81. Значение повествования Моисеева о порядке творения, с. 206, 207].

В первый день из первосозданного вещества отделен свет, - во второй совершено отделение влаг воздухообразных от земных; в третий устроились вместилища вод и явилась суша с растениями; в четвертый образованы светила, солнце и звезды; в пятый созданы рыбы и птицы; в шестый земныя животныя и человек. Нельзя объснить шестодневного образовния мира так, что будто только самою природою, - силами первоночально сообщенными ей, образовались все роды существ в продолжении шести периодов; [16, § 82. Порядок творения и отношение творческой силы к миру, с. 209, 210].

Не один Моисей, а все откровение божественное изображает порядок творения так, как изображен он у Моисея. Покой седмаго дня и шесть дней творения известны были еще прежде Моисея (Исх. 16, 22, 30; 22, 9-11; Быт. 7, 3, 4, 10.), и апостол говорит: рече бо негде о седмом дни: и почи Бог в день седьмый от всех дел Своих (Евр. 4, 4). Ветхозаветные и новозаветные писатели, упоминая о делах котораго нибудь из шести дней творения мира, выставляют их в том же виде, как показаны они у Моисея. Так говорят они о призвании света из мрака, о образовании неба и тверди, об отделении суши от воды, о сотворении великих светил солнца и звезд. Бог рекий из тьмы возсияти свету… (2 Кор. 4, 6). Небеса беша исперва, и земля от воды и водою составлена, Божиим словом (2 Пет. 3, 5. Iер. 51, 15). Исповедайтеся Сотворшему небеса разумом, яко во век милость Его; Утвердившему землю на водах, яко в век милость Его. Солнце во область дне, яко в век милость Его; луну и звезды во область нощи, яко в век милость Его. (Пс. 135, 9, 10; 148, 4; 103, 5, 19; 8, 4; 32, 7, 9; 84, 2. Нав. 18, 13). Согласно с Моисеем упоминают св. писатели о сотворении животных, человека и жены. Аз сотворих, говорит Бог у пророка, землю и человека и скоты, яже на лице земли, крепостию Моею великою и мышцею Моею высокою (Iер. 27, 5). От начала создания мужа и жену сотворил я есть Бог (Мар. 10, 6. 1 Кор. 11, 8) [16, § 83. Другие боговдохновенные писатели, с. 211, 212].

Reply


Leave a comment

Up