Знамения времени

Aug 06, 2013 15:22


Когда Pussy Riot сплясали в Храме Христа Спасителя, вряд ли разумно было этот поступок сам по себе оценивать положительно и тем паче демонстрировать к нему симпатию ("шикарнейший панк-молебен" и т.п.), выставляя плясуний чуть ли не праведницами или уподобляя их юродивым. Это было безобразие и девицы были безобразницами - я, во всяком случае, иной оценки дать не могу. Но ведь сказано же, что и волос не упадет с головы без воли Божией - значит, оценивая данное событие, надо принимать в расчет и такое соображение: а что нам хотел сказать Бог, когда попустил его?

Разумеется, "я не пророк и не сын пророческий" и пути Господни мне неведомы, но все-таки апостол сказал, что необходимо познавать Волю Божию (Ефес.5:17, Рим.12:2). Не претендуя на полноту этого познания и соответственно не навязывая свою точку зрения никому, скажу так: очень похоже на то, что попустив данную акцию, Бог нам хотел послать, как сейчас принято говорит, message, хотел сказать - "не все в порядке в королевстве Датском" (sapienti sat), а также проверить нас на то, сможем ли мы отреагировать на такого рода события подлинно по-евангельски.

Участниц Pussy Riot, как я уже сказал выше, их апологеты не раз сравнивали с юродивыми: пляски в храме (в в житиях юродивых есть подобные прецеденты) - это достаточно типичное символическое пророческое действие, вроде того, как Исаия ходил голым, Иеремия надел ярмо или Иезекииль лежал на боку и ел гадкие лепёшки. Ну и одна из самых известных такого рода символических акций - это что? Правильно - изгнание Спасителем торгующих из Храма, которое было призвано донести до первосвященников и народа простую и суровую истину: се оставляется Дом ваш пуст, если не покаетесь - погибнете. И нет ничего удивительного в том, что выходку Pussy Riot сравнивали с этим поступком Спасителя.

Безусловно, Pusy Riot, как говорится "и близко не лежали" к Христа ради юродивым, но "за отсутствием гербовой бумаги пишут на простой", а Бог силен использовать в качестве Своих орудий все, что угодно, а не только то, что с нашей точки зрения является правильным и нормальным. Как говорил Лучший Друг Советских Писателей А.А.Фадееву, "другых писатэлей у мэня для Вас нэт". Ну нет у нас сейчас подлинных Христа ради юродивых, которые могли бы совершить такой пророческий символический акт, да и положа руку на сердце: а что - многие всерьез думают, что если бы были настоящие юродивые, те, кому этот message адресован, его бы приняли? Соответственно ни юродивых нет, да и не поняли бы их (потому-то их и нет: зачем бисер метать?) - ну вот и получите вместо какого-нибудь Василия Блаженного или Ивана Кочанова то, что заслужили: девиц со срам-акцией в Тимирязевской в анамнезе. Но сам message от этого не меняется.

Повторяю - не в самих девицах дело, и их поступок менее безобразным не становится от того, что мы будем за ним видеть послание свыше. Более того: вся сила этого послания как раз и заключается в безобразии поступка. "Вас предупредили - делайте выводы. Не маленькие, Евангелие читали".

Увы, выводов сделано не было (точнее были, но как мне представляются, отнюдь не те, которых на Небесах ждали). Наоборот: из безобразниц сделали, по сути дела, мучениц ("какую карьеру делают нашему рыжему!"). Не последовали мудрому совету о. Андрея Кураева, не поступили как некогда о. Алипий в Псково-Печерском с десантниками, не прислушались к почтенному консерватору о. Сергию Правдолюбову, рекомендовавшему "убрать, почистить, окропить святой водой и терпеть" - "и последнее было хуже первого". Может быть, с точки зрения мира сего реальный срок плясуньям и был эффективной мерой ("неповадно будет"), но далеко не факт, что он оказался эффективным с точки зрения подлинных интересов Церкви, а не начальствующей в ней корпорации. Антиклерикальные настроения только усилились, и иного ожидать было трудно: поступая по логике мира сего, следует быть готовым к тому, что "сыны века сего догадливее сынов света" и соответственно средствами века сего умеют пользоваться лучше. "Взявший меч от меча и погибнет", как говорится... А о прочих негативных последствиях принятого решения и поданного сверху разного рода "активистам" message - истерическом бесновании "православных экспертов", энтеообразных и т.п. (sapienti sat) - и не говорю...

Вчера поступила трагическая новость об убийстве о. Павла Адельгейма. Не будем обольщаться: что бы не стояло за этим убийством (был ли это и в самом деле одержимый бесом сумасшедший либо тут есть иная подоплека), а Бог этим нам, нашей Церкви дает знак. "Праведник, умирая, осудит живых нечестивых" (Прем.4:16). Отнимая у нас праведника, Всевышний, возможно, говорит: вы его недостойны. Делайте выводы! Не маленькие - Евангелие и прочие писания читали... Не дошло то, что говорилось в более мягкой форме (в любом случае в том же безобразии в Храме Христа Спасителя, как принято говорить, "ни одно живое существо не пострадало") - получайте так. "Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло". Хотите всерьез допрыгаться до того, что услышите - не знаю вас, творящих беззаконие и се остается Дом ваш пуст?

А быть может кровь праведника - это наше умилостивление пред Господом, продлевающее Его долготерпение и дающее время на исправление путей? Не знаю: я не пророк и не сын пророческий. Но в любом случае эта трагедия должна заставить задуматься. А о. Павлу - Царство Небесное и вечная память!

пуси, христианство, церковная жизнь, о.Павел Адельгейм

Previous post Next post
Up