Что значит "спасение не делами закона, а верой в Иисуса Христа"?

Aug 05, 2013 12:13


Очередной вынос из комментариев к посту sergeyhudiev Я часто вижу, что люди воспринимают Православие как еще одну религию Закона - вроде Ислама или Иудаизма.

Не знаю, как там насчет ислама (не большой специалист), а с иудаизмом несколько все-таки сложнее. Да, безусловно - там есть пласт достаточно карикатурного (с нашей, во всяком случае, точки зрения карикатурного) законничества типа "в нестандартной ситуации контакта мясного и молочного следует проконсультироваться с раввином", и такой подход может быть подтвержден массой авторитетных для иудаизма свидетельств.

Но есть и более глубокий слой, основанный на словах Торы "Не потому, чтобы вы были многочисленнее всех народов, принял вас Господь и избрал вас, - ибо вы малочисленнее всех народов, потому, что любит вас Господь, и для того, чтобы сохранить клятву, которою Он клялся отцам вашим, вывел вас Господь рукою крепкою и мышцею высокою и освободил тебя из дома рабства, из руки фараона, царя Египетского... Когда будет изгонять их Господь, Бог твой, от лица твоего, не говори в сердце твоем, что за праведность мою привел меня Господь овладеть сею доброю землею, и что за нечестие народов сих Господь изгоняет их от лица твоего; не за праведность твою и не за правоту сердца твоего идешь ты наследовать землю их, но за нечестие [и беззакония] народов сих Господь, Бог твой, изгоняет их от лица твоего, и дабы исполнить слово, которым клялся Господь отцам твоим Аврааму, Исааку и Иакову".

Поэтому спасение в иудаизме все-таки скорее является не "зарабатыванием баллов" путем скрупулезного исполнения заповедей (хотя и такой подход присутствует вплоть до обоснования идеи реинкарнации в Каббале тем, что, мол, не все из 613 заповедей человек может исполнить в своей жизни и потому Бог ему дает шанс родиться в новом теле, дабы исполнить недостающие"), а представляет собой следствие непоколебимой верности Божией Своим обетованиям: "Ибо Я - Господь, Я не изменяюсь; посему вы, сыны Иакова, не уничтожились" (в иудейской традиции это можно обосновать ссылкой на знаменитый эпиграф к трактату Мишны "Авот" - "У каждого еврея есть доля в будущем мире"; впрочем, дальнейшие раввинистические обсуждения приводят к выводу "кроме нечестивцев, демонстративно отвергающих Тору"). Т.е. Бог спасает ради "клятвы Аврааму, Исааку и Иакову". А что же до скрупулезного исполнения заповедей? Это, так скажем, "маркер" принадлежности к Народу Божию, наследующему эти обетования, знак исповедания своей веры в Бога Израиля, свидетельство верности Ему. Это, как остроумно сформулировал один мой друг в устной беседе, знамя Войска Господня, под котором стоим и погоны, которые воин Войска Господня носит как знак принадлежности к этому войску (при этом не менее остроумно заметил, что "точность стрельбы от блеска погон не зависит" :)).

Легко заметить, что именно этот подход и унаследовало христианство, только "маркер" стал другим: не скрупулезное исполнение законов Торы, а вера в Иисуса Христа как Мессию. Это - ключ к богословию ап. Павла о спасении "не делами закона, а верой в Иисуса Христа", ключ к пониманию посланий к Римлянам и Галатам: Бог спасает нас по Своей благодати во Христе, чтобы исполнить обетование о том, что в Семени Авраамовом (Которое есть Христос) благословятся все народы (и еще шире - чтобы исполнить обетование Адаму о сокрушении главы змия - см. Быт.3:15).

Кстати, о сказанном выше я писал еще в первых двух моих опусах в ЖЖ ( О христианстве, исламе, иудаизме, интеллигенции и толерантности и Дела закона и вера в Иисуса Христа).

А в что касается всего поста sergeyhudiev, то конечно, он верно пишет: "А спастись от осуждения можно только одним путем - сдаться Тому, кто за нас умер. Оправдавшись верою, обрести мир с Богом. Тут и желание сокрушать зубы грешников отпустит - потому что такое желание есть признак отсутствия мира с Богом. Сознание того, что грех есть грех, только усилится, а вот желание кидаться камнями в людей пропадет. Меня простили и приняли - и их простят и примут, как только они оставят прежнее безрассудство и принесут Творцу в покаянии слезы.". Все верно - потому как, префразируя Второзаконие, "не за праведность твою спасает тебя Бог". Не могу не присоединиться!

иудаизм, христианство, Худиев, сотериология, богословие

Previous post Next post
Up