Мои комментарии к посту 'Нет "армейской экклезиологии"!'

Aug 02, 2013 16:09

Решил вынести из комментариев к посту danuvius в Нет "армейской экклезиологии"!
Третья часть интервью о. Г. Кочеткова: http://www.ogkochetkov.ru/publikacii/detail/my-prosto-delaem-to-chto-dolzhny-delat-chast-3/
Я хорошо знаком с братствами в структурах РПЦ МП. На протяжении 25 лет я участвовал и наблюдал за деятельностью одного из крупных братств, которое в этом году испытало (испытывает) свою агонию. Возможно, спустя некоторое время я об этом напишу специально. И -- учитывая весь этот опыт -- я подписываюсь под каждым словом о. Г. Кочеткова, ничуть при этом не солидаризируясь целиком с его чисто богословскими взглядами.
Примеры о. П. Адельгейма и о. Г. Кочеткова, которые всеми силами стремятся оставаться в РПЦ МП, не удаляясь в раскол, заслуживают всяческого уважения и восхищения. Это единственный залог-надежда возможности будущего возрождения РПЦ МП. Однако -- что будет с "кочетковцами" после того, как отойдет в мир иной их харизматический лидер (пусть момент этот наступит как можно позднее)? Благодаря марксизму мы очень недооцениваем роль личности в истории. Не исключаю, что после ухода с активной арены Адельгейма и Кочеткова бюрократизация РПЦ превратится в неизлечимую раковую болезнь.Не исключаю, что после ухода с активной арены Адельгейма и Кочеткова бюрократизация РПЦ превратится в неизлечимую раковую болезнь.

Эх... Я вот, зная "внутреннее хозяйство" этого движение поболее Вашего, настроен еще пессимистичнее - не знаю как там насчет о. Павла Адельгейма, а вот что оГК является каким-то серьезным противовесом бюрократизации РПЦ, я сильно сомневаюсь - на мой взгляд, больше похоже на имитацию оного. Я не раз говорил (в статье на Богослове это не отражено как по политическим соображениям, так и просто потому, что нельзя объять необъятное), что движение о. Георгия - плоть от плоти и кровь от крови РПЦ и болеет ее же болезнями, только в другой форме. Покровка - это маленький Чистый Переулок, его alter ego, зеркальное отражение. Ну не может быть "малый Чистый переулок" реальным противовесом большому! Нельзя же всерьез считать, что для избавления от дракона надо собственного завести?

Так что скорее всего, повторяю, это не альтернатива и не противовес, а имитация таковых, что бы сам оГК либо кто другой на этот счет не думал. Возможно, этим и объясняется то, что мне до недавнего времени было непонятным: то какие-то явные знаки благоволения (все эти фотографии С.О.Чукавиной на фоне о. Всеволода Чаплина или Д.Гасака между Лебедевым и Никшичем на приёме у Патриарха), то пинки вроде письма уфимского архиерея? А все понятно, получается: просто такова та роль, которая ему отведена. Жаль только братчиков, играющих роль массовки. Да и его самого тоже - он-то не понимает, похоже, что его втемную используют.
( Ответить) ( Ветвь дискуссии) ( Link)
Возможно, впрочем, что роль оГК чем-то схожа с ролью Навального: реальной альтернативой официозу не является, но хотя бы роль "щуки в море" сыграть способен.
( Ответить) ( Уровень выше) ( Ветвь дискуссии) ( Link)danuvius on Август, 1, 2013 06:35 (местное)

Я не кочетковец. Раньше был даже настроен к ним довольно критически. Но в нынешней ситуации я им стал сочувствовать. Не потому, что согласен с теми конкретными формами, что они предлагают, но потому, что жесткая вертикаль власти противна природе Церкви.

( Ответить) ( Уровень выше) ( Ветвь дискуссии) ( Link)

Насчет вертикали, разумеется, нельзя с Вами не согласиться. Но тут все понятно: ситуация в Церкви просто есть прямое следствие общей ситуации в стране. Наивно было бы думать, что в нашей стране нашей Церкви позволили бы не замараться (встает, конечно, вопрос о том, зачем же быть первым учеником, но он, как Вы понимаете, чуть менее чем полностью риторичен). Так что перемены в Церкви могут начаться только в связи с общими переменами в стране (дай Бог только, чтобы обломками не сильно завалило, когда "процесс пойдет"), а сейчас - "ваше время и власть тьмы", как говорится.

Так что "не надейтеся на князи, на сыны человеческие, в нихже нет спасения": никакой о. Георгий не способен быть реальным противовесом этой бюрократизации, тем паче что сам плоть от плоти и кровь от крови этой системы (хотя более локальную роль "щуки в море" сыграть способен). Тут только остается следовать совету "терпением спасайте души ваши" и готовить задел на будущее (тут-то Вы как ученый просто бесценны, на мой взгляд: учите тех, кому завалы разгребать придется), когда гнойник лопнет. В общем, как всегда когда ситуация полностью неразрешимая, надо на Господа уповать, и скорее всего окажется, что с Его помощью она будет разрулена так, как человеки разрулить в принципе не смогли (но при этом не надо забывать и то, что, как говорится, "Аслан - не ручной лев": в отношениях с Богом мы не гарантированы от того, что не будет больно).

Вот кстати на эту тему: С Грицом как то разговорились на тему как-то связанную с какой то очередной церковной проблемой. Типа переводов чего то там на русский язык или вроде того. Он мне дал такой совет который мне потом показался очень важным. Смысл же моего посыла заключался в том, что мы как такие активные умнички должны по мере сил бороться с очевидными церковными и связанными недостатками. Писать обличающие и просвящающие статьи на животрепещущие жизненные церковные вопросы, допустим. Вникать в суть проблемы и т/д. Пытаться вообщем животрепещущую проблему тем или иным способом, всеми силами, изменить к лучшему иначе скатимся в проблемы совсем нерешаемые.

Гриц возмутился страшным образом и дал совет такого плана, если кратко: всегда исходи из того, что любая проблема сильно задевшая толпу решится почти автоматически через некоторое кол во лет без твоего активного участия. Твоя задача уже сейчас представить себе собственную жизнь без этой проблемы и жить и делать все так как будто проблема себя исчерпала. Может быть тогда сумеешь сообразить что нибудь действительно ценное. Думай на шаг вперед. Не тормози, пускай другие тормозят.

Что то в этом явно есть. Потому что если бы мы задумывались о приходской и общинной жизни когда все остальные (и мы в т.ч) говорили только о проблеме миссионерства вполне возможно, что вопрос с расцерковлениями не стоял так остро. Или вот эти древние разговоры древних вебмастеров о том, что церковные сайты технически очень отсталые и это нам очень мешает. В итоге за 10 лет проблема порешалась сама собой общим развитием индустрии, без всякого надрыва - сайты как сайты теперь у нас - главное что толку особо никакого и проблему говностатей нужно было формулировать лет надцать назад.

Сейчас наверное нужно думать че будем делать когда Бог это все смахнет тем или иным образом. Чем займемся?


( Ответить) ( Уровень выше) ( Ветвь дискуссии) ( Link)

о.Георгий Кочетков

Previous post Next post
Up