Об оздоровлении ситуации вокруг ПСМПБ

Jan 13, 2013 20:49


В предыдущей теме мне был задан вопрос, ответ на который я решил вынести из комментариев. gladilin пишет: А какие, по Вашему мнению, действия могли бы способствовать оздоровлению ситуации в ПСМПБ?

Честно? Ну, что называется, боюсь, что "горбатого могила исправит" - я мало верю в то, что изменится та линия, которую о. Георгий и его ближайшие сподвижники проводят последние лет 10, поэтому говорю об оздоровлении ситуации в ПСМПБ несколько условно (удачнее было бы, видимо, сказать не "в ПСМПБ", а "вокруг ПСМПБ"), имея в виду примерно следующее:

1) Несмотря на все глюки, "тараканы" и "заморочки", в опыте о. Георгия есть много ценного, что может и, на мой взгляд, должно шире использоваться Церковью (прежде всего огласительная методика, но не только она) - надо только, что называется, "отделить мух от котлет".

2) Как можно большему числу людей необходимо помочь выйти из Братства (которое действительно в последние годы слишком уж на секту смахивает) и найти приложение своим силам где-то в другом месте в нашей Церкви.

Легко видеть, что история с Заостровьем не способствует ни тому, ни другому. Во-первых, в такой ситуации становится невозможным нормальный спокойный разговор - возникает поляризация, вынуждающая становиться на одну из крайних позиций, ни одна из которых может быть не близка. Ну вот смотрите - я, по большому счету, критик о. Георгия и ПСМПБ сейчас, но как-то не хочется в одной команде с РНЛ играть и поддерживать административный произвол. Да и в РНЛ-овских обвинениях было, как всегда, все смешано в одну кучу: и проявления явных косяков "Общинно-братской экклезиологии", и вещи более-менее приемлемые или во всяком случае подлежащие обсуждению. Я ж сказал - надо "мух от котлет" отделять, а такие истории этому не способствуют.

Во-вторых, для любой секты наиболее удобная ситуация - это ситуация "крругом врраги", т.к. она способствует сплочению рядов. И наоборот - когда более-менее не трогают, это способствует "разброду и шатаниями": не случайно именно после того, как с о.Георгия были сняты прещения и община после нескольких попыток (Крапивки, Высоко-Петровскмй) обрела место, куда она может спокойно ходить, а оГК - сослужить (Новодевичий), и началось "завинчивание гаек" в Братстве - разделение общин (а самое главное, внутри общин) на "братские" и "не братские" и т.п. Поэтому заостровская история может только способствовать дальнейшему "закукливанию, а это плохо.

Известно, что жесткое давление редко приводит к успеху в борьбе антисектантской деятельности: я не знаю тех, кого гневные филиппики а-ля Благогон или РНЛ сподвигнули покинуть Братство. А вот примеров другого рода - сколько угодно: по моему опыту, никто не сделал больше для вывода людей из Братства, чем более-менее лояльно (хотя бы до определенного времени) относящиеся к о. Георгию священники вроде о. Виктора Мамонтова, о. Владимира Лапшина или о. Александра Борисова, к которым ходили или ездили (как к о. Виктору, который служил в Латвии) - причем самое удивительное, что они совершенно не ставили перед собой такой задачи! Просто народ, приезжая к ним (как к о. Виктору) или являясь в отсутствии у общины своего храма в конце 90-х их прихожанами мог реально видеть - да, тут много похожего, того, что мы любим и к чему привыкли (русификация богослужения или хотя бы чтений Писания, чтение молитв Литургии вслух, проповедь после Писания и т.п.), но все-таки дух иной, совсем иной. Рано или поздно это приводило к тому, что приходилось делать выбор - или Братство, или...(вплоть до того, что немногим более года назад одну общину, которая по старой памяти оставалась в ПСМПБ, не разделяя при этом последних веяний типа принесения обетов, "пророческой харизмы старших в Братстве" и т.п. поставили перед выбором - ходить не к о. Владимиру Лапшину, а в Новодевичий с Братством; выбор был сделан в пользу первого). Ну или могу о своем опыте рассказать (это было, правда, более чем 10 годами ранее) - см. тут (не тот коммент, на который ссылка указывает, а три моих под ним).

Так вот: именно с точки зрения (условно говоря) "антисектантской деятельности" приход о. Иоанна ни в коем случае нельзя было громить а самого о. Иоанна - переводить куда-то в кафедральный собор "на исправление". Необходимо было стараться повлиять на о. Иоанна и его паству, чтобы они начали критически относиться к "братским заморочкам" и постепенно разошлись бы с ПСМПБ, как это произошло с названными мной выше отцами. Это был бы сильнейший удар, неизбежно вызвавший бы "разброд и шатания" Братстве (думается, на этом пути можно было бы решить и те проблемы с местными жителями, которые и послужили поводом для снятия о. Иоанна). А сейчас не будет в ПСМПБ более стойких его адептов, чем архангелогородцы... Но, увы, об этом думали бы, если бы архиерей исходил из пастырских соображений (что по идее должно быть, но что, увы, является сейчас исключением), а не из соображений "попила бабла"...

о.Георгий Кочетков, о.Иоанн Привалов

Previous post Next post
Up