Инфантилизм в церковной жизни

Dec 13, 2012 00:47


В развитие темы, затронутой в постинге "Об истории в Новодевичьем и Лидии Мониаве". На самом деле такая вот инфантильность, как у Лиды - это отдельный вопрос и отдельная проблема. Вот, скажем, Энтео - тоже явно "большое дите", отсюда и "комсомольское" поведение. Подозреваю, что аналогичное справедливо - о ужас! - и в отношении Кирилла Фролова: несмотря на всю его вхожесть в "высокие круги" он на меня впечатление взрослого ответственного человека никак не производит - ну хоть ты тресни!

Просто Мониава - доброе дите, а вот Фролов с Энтео - какие-то девиантные. Но в любом случае инфантилизм - это плохо, т.к. человек себя адекватно и ответственно в таком случае вести неспособен либо не желает. Об этом очень хорошо, на мой взгляд, написал psr1913plus16 в своем постинге "Будьте как дети"?
Инфантилизм - одна из примет времени. Маркетинговые агентства просто вынуждены его стимулировать в обществах, где двигателем экономики давно стало предложение, сменив в этом качестве спрос. Ведь подростку можно втюхать любой новомодный гаджет. Лишь бы он был упакован в красивую обертку и имел статус.

В православной среде инфантилизм имеет свою собственную специфику, далекую от проблем экономики, свои, так сказать, социальные и гносеологические корни. Но чтобы начать в них разбираться, необходимо хотя бы признать наличие проблемы. Увы, при малейшей попытке завести на эту тему разговор, следует ответ, что, мол, сам Спаситель сказал: "будьте как дети!". Что можно на это возразить? Вдаваться в модные ныне в среде "богословской" публицистики рассуждения о том, что "Иисус вовсе не то хотел сказать", - занятие как неполезное, так и бесполезное.

Попробуем рассмотреть один единственный инвариант: в тех случаях, когда духовное противоречит земному, оно действует не ниже, а выше земного. Ну, скажем, юродивый никак не может быть душевнобольным. Наоборот, ему необходимы яснейшее сознание и стальные нервы.

Что такое инфантилизм с т.з. "земной" психологии? То, что для ребенка - норма, для взрослого - патология. Патология консервирует те свойства, которые заводят "пациента" в потенциальную яму, увеличивая "приятное". В случае инфантилизма таким свойством является безответственность. Сохраняя преимущества взрослости, например, телесную зрелость, устраниться от взрослых проблем. Так "увеличивается приятность".

Что такое норма взрослости с т.з. дихотомии ответственность-безответственность? Это - личный опыт принятия решений, выходящий за рамки вычитанного и выученного. Опыт, складывающийся как осадки на дно пруда и образующий прочный слой "здравого смысла" и "житейской мудрости". Без которых нормальное функционирование человека в качестве "ответственного члена коллектива" немыслимо не только в "жизни", но и в профессиональной сфере, их не могут заменить врожденные таланты и техническая подготовка. И именно этот самый слой опыта становится препятствием, балластом в ситуациях, когда требуется радикальная смена парадигмы.

Именно такую смену парадигмы, очевидно, принес Спаситель. И, если наш инвариант имеет место, принятие новой непостижимой реальности требовало от Его взрослых слушателей не регресса от нормы к патологии, а, наоборот, деяния, превосходящего норму.

Т.е., иными словами, "будьте как дети" - это подвиг преодоления взрослости, а не патологический ее недостаток.На мой взгляд, инфантилизм - одна из проблем современной церковной жизни. Как отмечает hgr (фигура, безусловно, более чем сомнительная, но какие-то вещи он умеет очень хорошо видеть) в своей работе "Классификация ИПЦ: история и перспективы", "При терапии такие проблемы возникают всегда: клиенту всегда хочется подольше оставаться в инфантильном состоянии, когда он имеет полное право не брать на себя ответственности за свои решения [...] Поэтому в правильной терапии (и пастырской практике) со всем этим учат бороться. Тем не менее, если структура церковной организации такова, что для рядовых ее членов «инфантилизированное» состояние считается статистической нормой, то бороться с этим трудно."

Конечно, нельзя сказать, что в нашей Церкви такая инфантилизация поощряется "сверху" - она скорее воспроизводится "снизу": все эти "вопросы батюшке" на православных форумах, давно ставшие притчей во языцех ("а можно ли в пост...", "а как правильно..." и т.п.), старцемания, вырождающаяся в стремление найти себе гуру, если не оракула, игры в "простите-благословите" и т.п. (разумеется, всем эти его проявления не ограничиваются, как мы видим на примерах Энтео и Мониавы) - что это, как не стремления по возможности снять с себя как можно больше ответственности, как раз и являющееся характерным качеством инфантилизма?

Лидия Мониава, Кирилл Фролов, Энтео, аскетика, православие

Previous post Next post
Up