Jun 30, 2005 00:05
Я года полтора назад читал книгу англиканского библеиста Н.Т.Райта про богословие ап. Павла "Что на самом деле сказал апостол Павел" (издательство Библейско-Богословского Института им. апостола Андрея), ну вот там и говорилось, что в понимании современиков ап. Павла "спасение по делам" трактовалось отнюдь не в пеллагианском смысле (мол, надо каждый свой грех загладить добрыми делами) - иудеи как раз хорошо помнили слова Исаии про "порт окалянный", коим является наша праведность пред Господом. Дело в другом - иудеи (во всяком случае фарисеи) верили в эсхатологическое Избавление благословенного Остатка Израиля и речь шла о том, по какому критерию определяются те, к кому это Избавление относится, кто в этот спасаемый Остаток входит (т.е. кого Господь на Суде оправдает, т.е. спасет).
Так вот - фарисеи считали, что таковым критерием вхождения в Остаток является исполнение дел закона. Речь шла не о том, конечно, что Бог спасет тебя за то, какой ты хорошенький :-), а о том, что исполняющие Тору относятся к Остатку Израиля, который спасен будет не за свою особую праведность, а только в соответствии с обетованиями, данными праотцам. По сути дела исполнение Торы является знаком исповедания веры (исполняя Тору, я исповедую, что принадлежу к тем, кто взял "иго Торы" на себя и кому даны обетования спасения). Т.е. спасение было реально по вере, а "дела закона" - лишь форма, в которой проявлялось исповедание этой веры, ну а Павел "всего лишь" поменял в свете пришествия Христова критерий принадлежности к Остатку Израиля: это уже не те, кто взял на себя "иго Торы", а те, кто верует в то, что чаемое Избавление уже совершилось в лице Иисуса, принятие Которого заменяет принятие "ига Торы".
иудаизм,
Н.Т.Райт,
христианство,
сотериология,
богословие