О мытарствах, или отделение мух от котлет

Mar 26, 2009 19:10


Пишу в связи с вызывавшим немало смущения постингом Read more... )

о.Андрей Кураев, богословие, православие

Leave a comment

(The comment has been removed)

lordtheviking March 27 2009, 00:24:48 UTC
А где логика вашего утверждения?

В русском языке главным является подлежащее. В "источник романа о мытарствах" одно предложение вложенно в другое и ни в одном из них "мытарства" не является подлежащим. Возьмем вложенное предложение "роман о мытарствах". Здесь главное слово "роман", а не "мытарства".

Но почему-то многим в обхол всякой логики хочется видеть, что Кураев нападет на сами мытарства.
Остается только сожелеть о людях, ибо как им можно что-то логически связанное сказать и что-то доказать, если они элементарно не хотят быть адекватными, зато хотят делать видимость рассуждени (которая на самом деле бутафория для прикрытия страсти осуждения)?..

И самое печальное, что в это помраченное состояние впадают и батюшки...

Reply

(The comment has been removed)

lordtheviking March 27 2009, 00:55:34 UTC
Да, в передаче он усомнился в идее мытарств, но на то имеет полное право. Богословские сомнения и диспуты никто не отменял. Если нет утвержденного догмата и нет согласия отцов (а его нет относительно мытарств), то обсуждать проблему можно и нужно, особенно если проблема эта встает между верующими и ведет к их разделению. Решить это можно лишь соборно, как всегда и решалось. А ДО ТОГО обсуждать можно (только оБсуждать, а не осуждать).

Поэтому "серьезного помрачения окружающих" это вовсе не отменяет. Я не вижу практически трезвого и обоснованного диалога, а все больше крики "Кураев усомнился в предании - на костер еретика!" Извините и отцы церкви сомневались, и несколько столетий шли непрекращающиеся богословские споры, значительно более трезвые чем сегодня.

Reply

(The comment has been removed)

lordtheviking March 27 2009, 01:04:33 UTC
Да ладно. Публика сама готова эпатироваться вполне.
Человек должен учиться не грешить не только когда нет повода, но как раз, когда повод есть. А то так змий другой плод древа покажет, а человек и рад стараться поддаться искушению, а потом вину свалить. Если бы это работало с Богом, не было бы первого грехопадения.

...а так все на Кураева пальчиком ткнули, мол, вот источник нашего перевозбуждения - уберите его от нас и все будет ОК.

НЕ ВЫЙДЕТ

Reply

lordtheviking March 27 2009, 01:06:35 UTC
Если Кураев такое воздействие имеет, то что уж говорить о воздействии бесов - тут точно бесовской головомойки после смерти не миновать - под белы рученьки и уведут, куда надо.

Reply

lordtheviking March 27 2009, 01:00:03 UTC
Проблема мытарств потому сегодня и возникла, что на Руси традиционно образование было на нуле. И только во время советской власти стало обязательным. Потому и вопрос "всплыл" сегодня, а не "вчера", когда в принципе мытарства почти всех удовлетворяли, и были полезными для устрашения простого люда. Я не говорю сейчас о сути вопроса, но только о практической пользе. Сегодня, когда уровень образования существенно возрос, "красные флажки" должны быть соответствующими - для образованных людей нужны и доводы другие.

Reply

mikhail_zeleny March 27 2009, 07:50:38 UTC
как на мой взгляд, он спорит с самой идеем мытарств

Вот в том-то и вопрос - а что именно следует понимать под "идеей мытарств": сам факт бесовских нападений на душу или роль бесов как "мытарей", с которыми необходимо "расплатиться" (т.е. фактически судей)? Судя по процитированному Вами фрагменту, Кураев не с первым спорит, а со вторым, и тут, на мой взгляд, спору быть не может: бесам мы однозначно ничего не должны - если они и могут "получить свое", то лишь потому, что Бог предал им грешника (идите во тьму кромешную, уготованную диаволу и аггелам его). А все, что у св. Отцов сказано о мытарствах, явно свидетельствует о том, что их следует понимать в первом смысле, но никак не во втором (см., например, у преп. Максима Исповедника и у свт. Феофана Затворника).

Впрочем, пусть о. Андрей сам и разъяснит, что же именно он имел в виду.

Reply


Leave a comment

Up