Правила, нормы, идеалы и икономия

Mar 13, 2009 10:05


Навеяно постингом mashenka-sench Об икономии. С основным его посылом невозможно не согласиться: икономию надо применять (причем, по возможности, молча, или, по крайней мере, не публично), а не говорить о ней и не писать в защиту ее трехэкранные простыни. Но для начала надо разобратья: а что такое икономия ( Read more... )

Традиция, аскетика, православие

Leave a comment

Re: где грех, а где несовершенство mikhail_zeleny March 13 2009, 10:15:49 UTC
Это-то да, но отказ исправлять несовершенство - тоже грех.

Не всякое несовершенство и не всегда. тут надо очень конкретно смотреть и в контексте, что называется. Прежде всего потому, что не всякое несовершенство нам исправить дано.Я вот, к примеру, сплю под теплым одеялом по десять часов в сутки. Вот Силуану Афонскому хватало пятнадцати минут на табуреточке. Но у меня таких сил, увы, нет.

И что - сразу надо побежать каяться в том, что это не исправляешь? Других, более серьезных грехов и несовершенств нет, что ли? Нет, возможно это я человек такой грешный, что мне надо бороться с гневом, леностью, рассеянностью, раздражительностью, немилосердием, немолитвенностью, помыслами нехорошими и т.п., а ты это все уже поборола и тебе осталось только страсть к многоспанию одолеть, но обычно если данного рода грехи и несовершенства сами побеждены, то и как-то само собой получается, что спишь немного.

На мой взгляд, долгий сон становится проблемой только тогда, когда он начинает явно чему-то определенному мешать - скажем, из-за этого регулярно чего-то хорошего не успеваешь (помолиться, дело какое доброе сделать и т.п.) или просыпаешь часто из-за этого. И вообще - это может быть просто физиологической особенностью организма: большая или меньшая потребность в сне. Что преп. Силуану 15 минут хватало - это уже "превыше естества", благодатный дар, а у нас его нет, не дает этого нам Бог. Ну а коль не дает - то "собирайся в кучу", не собирайся - не получится. Потому-то и сил нет, что не дано. Вот и будем смотреть смиренно, на себя таких, как нас создал Бог - от смирения-то этого, от трезвенного осознания своей немощи мы и получим самую большую духовную пользу, а отнюдь не от воздыханий типа ах, я сплю в 40 раз раз больше преподобного Силуана - мне есть над чем поработать, а я этим нзаниматься отказываюсь...

Reply

Re: где грех, а где несовершенство mashenka_sench March 13 2009, 10:22:14 UTC
И что - сразу надо побежать каяться в том, что это не исправляешь? Других, более серьезных грехов и несовершенств нет, что ли?

Одно другому не мешает. :)
У меня полный набор грехов и несовершенств - и мелких, и посерьезнее.

Кстати, об икономии именно тут речь. Я не пишу отдельного исповедального трактата о грехе неборения с многоспанием (как, например, я подробно говорю о грехе чревоугодия, который мне больше мешает), но я имею в виду, что это все-таки некоторый недостаток.

Reply

Re: где грех, а где несовершенство mikhail_zeleny March 13 2009, 12:36:18 UTC
Одно другому не мешает. :)

К сожалению, может и мешать иногда. Знаешь, бывают такие "удобные грехи": порой очень "удобно" бывает найти у себя то или иное аскетическое несовершенство типа "сплю много" или "люблю лакоится" и расписывать это на исповеди, в то же время не замечая у себя каких-то куда более тяжких вещей - причем не просто "не замечая", а подсознательно или даже сознательно не желая заметить у себя то, борьба с чем потребует большего труда или отказаться от которого более неприятно. По себе сужу: знаешь ли, куда легче бывает сказать на исповеди о каких-нибудь там нечистых помыслах или раздражительности, чем в том, что бесцельно убиваешь время в ЖЖ вместо того, чтобы работать :(Кстати, об икономии именно тут речь.

Нет тут никакой икономии, т.к. (а) никакого правила церковного ты не нарушаешь и (б) никто из пастырей Церкви за это ответственности на себя не берет. Вот например если я жене изменю и мне за это вместо 10 лет отлучения по правилам Св.Отец или хотя бы 40 дней сухоядения со 100 поклонами в день духовник даст только неделю и по 10 поклонов в день - это будет икономия!Я не пишу отдельного исповедального трактата о грехе неборения с многоспанием (как, например, я подробно говорю о грехе чревоугодия, который мне больше мешает), но я имею в виду, что это все-таки некоторый недостаток.

А почему ты вообще считаешь, что это недостаток? Может, у тебя физиология такая, что тебе надо спать много?

Даже если это тебе конкретно мешает (например, чего-то не успеваешь из-за многого сна), это еще не факт, что с этим надо бороться аскетическими, а не мндицинскими методами. Скажем, у тебя одышка и из-за этого тебе не удается делать какие-то дела милосердия (помочь кому-то, например) - значит ли это, что надо "собираться в кучу" или каяться в грехе неборения с одышкой? Нет - надо лечиться. Или представь, что у тебя ноги и поясница больны, и из-за этого ты не можешь поклоны класть...

Конечно, в широком смысле не заботиться должным образом о своем здоровье - это тоже грех: здоровье - это один из талантов, данных тебе Богом чтобы ты мог его использовать на благие дело во имя Его, а если человек плохо себя чувствует из-за своего нерадения (ест неполезное и из-за этого у него организм зашлакован, ведет незоровый образ жизни, истощает нервную систему недосыпанием без нужды, не занимается физкультурой, не дышит свежим воздухом, ленится обследоваться и лечиться и т.п.), то это, конечно, не есть правильно (т.е. грех), и эту ситуацию надо исправлять (что и есть покаяние). Разве что в этом контексте неборение с многоспанием может быть грехом - конечно, если многоспание обусловлено физиологическими причинами, а не леностью.

Reply

Re: где грех, а где несовершенство mashenka_sench March 13 2009, 12:53:51 UTC
Знаешь, бывают такие "удобные грехи": порой очень "удобно" бывает найти у себя то или иное аскетическое несовершенство типа "сплю много" или "люблю лакоится" и расписывать это на исповеди, в то же время не замечая у себя каких-то куда более тяжких вещей - причем не просто "не замечая", а подсознательно или даже сознательно не желая заметить у себя то, борьба с чем потребует большего труда или отказаться от которого более неприятно

Ну так в том и смысл той самой икономии - ради того, чтобы не забыть главного, опускаем аскетические тонкости.

Нет тут никакой икономии, т.к. (а) никакого правила церковного ты не нарушаешь и (б) никто из пастырей Церкви за это ответственности на себя не берет.

Икономия не только к писаным правилам применяется, бывает. А вот пастырь ответственность на себя берет. Если он заметит, что я все больше погрязаю в многоспании, он может и пожестче отреагировать.

Конечно, в широком смысле не заботиться должным образом о своем здоровье - это тоже грех

Очень важное дополнение. Как раз хотела об этом сказать.
Я вот вместо того, чтобы выяснить, наконец, чего же это я сплю все время, сейчас пойду и посплю. :)

Reply


Leave a comment

Up