Leave a comment

mikhail_zeleny November 26 2008, 19:13:16 UTC

Прочитал. Я чего-то не понимаю - это он в качестве критики Церкви и верующих про "мракобесие" или в качестве похвалы? Но я, собственно, не об этом - мне хочется пару слов сказать по поводу тезиса Религия всегда показывала человеку путь к Богу, а не к его собственному глазу или уму. Веришь - так не бойся открыто ставить Бога выше всего человеческого, выше науки и культуры в том числе. Христианин и мусульманин не должны стесняться мракобесия.

Я подумал, почему не могу с огласиться с последней частью высказывания (Христианин и мусульманин не должны стесняться мракобесия) и вот что надумал: разумеется, то, что Бога надо ставить выше всего человеческого - это неоспоримо. Но именно Самого Бога, а не чего-то "религиозного" самого по себе: в религии, как известно, может быть очень и очень много человеческого! "Мракобесие", "ревнительство", "охранительство", "благочестие" и т.п. - это все может быть очень и очень человеческим и лишь прикрываться именем Божиим.

Мне не важно, если кто из поклонников "религии человекобожия" окрестит меня мракобесом, но вот быть мракобесом перед самим собой я считаю для христианина крайне неполезным по одной простой причине: это "окрадение справа", а специфика религиозного мышления, как известно, такова, что оное куда опаснее "окрадения слева" ("либерализма", условно говоря), ибо куда хуже распознается как подмена, иллюзия, обман и самообман. Яркий пример - фундаментализм (АКА ретромодернизм), который под оболочкой "консервативности" и лозунга "возвращения к фундаменту", на самом деле всегда является формой модернизации. Причем обычный-то модернизм практически всегда распознается как модернизм и со стороны, и самим модернистом (он-то всегда отдает себе отчет в том, что чает именно "обновления"), а вот ретромодернизм - практически никогда. В результате у наших "ревнителей" (старообрядцев, ИПЦ-шников, "диомидовцев" и т.п.) мы порой имеем такие "новины", до которых и не вский открытый модернист додумается...

Т.н. "христианская культура" сама по себе, понятное дело, не является "последней ценностью". Тем не менее я считаю, что "разговоры о христианской культуре" - это не только миссионерский пиар-ходо, а нечто куда большее, а именно прививка от того самого "окрадения справа", необходимая для подавляющего числа простых христиан. Может быть стяжавший Духа Свята в меру преподобных Серафима и Силуана имеет от Него такой дар трезвения и разумения, что в такой "прививке" и не нуждается, но тот, кто не вошел в их меру, нуждается в "костылях".

Reply

psr1913plus16 November 29 2008, 01:13:11 UTC
Тут возразить нечего. Про первую и вторую часть можно добавить, что мы редко слышим подобное от тех, кто по образованию и системе ценностей ближе к Гинзбургу, чем к прот. Чаплину. Тут своего рода "детоводитель ко Христу" для данного человека (дойдет или нет, другой вопрос). Это в первой части отквоченного. А вот вторая показывает, что, во-первых, еще не дошел, а, во-вторых, что первая часть - это максимум того, что вообще можно достичь в этой модели мира. "Достичь" - значит не пересказать с чужих слов, а выразить как свое продуманное убеждение, от сердца. Для нас-то понятно, что это - не максимум и где там мухи от котлет отделяются. Тем и печальнее наблюдать тех, кто вроде "как мы", а на самом деле недалеко ушел от указанного детоводителя. Это - хуже, потому что получается вранье - как самому себе, так и нам, как собеседникам.

ЗЫ. Мои Света и Аня будут в Москве с 9 по 16 декабря. Ищем, где остановиться. Серьезный фактор - Ане надо часа 2 в день заниматься флейтой, т.к. едет на конкурс. Поэтому лучше остановиться у тех, кто днем на работе. Если можешь кого-то посоветовать, дай, пожалуйста, знать.

Reply


Leave a comment

Up