Не путай Божий дар с гипофизом, или снова о фундаментализме

Jun 29, 2008 20:57

С изложенными ниже соображениями argent_smith не могу не согласиться (особенно, на мой взгляд, ценные мысли выделяю жирным шрифтом):


Слушал проповедника. Много думал. Вот человек, который отождествляет фанатизм с верностью. Мог бы я себя утешить, говоря: да ведь X просто путает одно с другим, а проповедует-таки о верности Богу. Но, зная X довольно долго, вряд ли приму собственное утешение: человек говорит именно то, что имеет в виду. И вот проповедь, задуманная, наверное, как побуждение «не предавать первую любовь», превратилась в обыкновенный фундаменталистский манифест, каких нынче в церквах рубль-кучка.

Пока сидел-слушал, припомнил парочку ярких черт фанатизма:

  • Фанатизм диктует жизненную необходимость агрессивного, милитаристского мировосприятия. Для фанатика исключительно важно убедить себя и окружающий в том, что «идет война не на жизнь, а на смерть, и все мы в ней солдаты». Враг и диспозиция выбираются произвольно в зависимости от предмета дискурса. У христиан, в зависимости от «поместной» доминанты фанатическая воинственность может быть и православным черносотенством, и католическим триумфализмом, и протестантским «библейским» фундаментализмом. Разное практическое наполнение фанатизма не может скрыть общий каркас: военное мироощущение, оборонительная демагогия. Страшно, что и взаимоотношения между людьми становятся армейскими: появяется и крепнет командно-административная структура внутри фаланги. Она может быть прикрыта «отношениями заботы», но очень скоро «сторож брату своему» превращается в бойца заградотряда. В военных отношениях общим местом становится и военная подозрительность: попробуй не понравиться «товарищу по оружию», а не понравиться проще всего недостаточностью агрессивности - оглянуться не успеешь, как будешь считаться дезертиром, а то и шпионом-предателем.

  • Фанатизм - явление эмоциональное. Невротическая, напряженная, болезненная привязанность и связанная с ней экзальтация отождествляется с верностью, а пуще - любовной страстью. Перепутанный с верностью фанатизм, как довольно примитивная эмоциональная функция, оказывается первичен по отношению к собственно предмету верности. Апология становится агрессией. Священное Писание толкуется «так, а не иначе», идеология становится не просто истинной, а Самой Истинной. У христиан эта болезнь осложняется еще и множественными спекуляциями вокруг любви. Любовь подменяется ощущением экстаза, и переживание такового ощущения есть в фанатической среде единственный критерий любви. Не испытываешь перманентного оргазма и немедленного желания разорвать оппонента, значит теплохладен. Сейчас Господь тебя изблюет, а мы научим как ты теперь себя должен чувствовать.

Для фундаментализма характерно позиционирование фанатизма как искренности, яркости веры, чистоты убеждений. Но для фундаментализма и ненависть - сущий хлеб. Вы спросите, а как же христиане, испытывающие глубокие чувства на предмет веры, а особенно по поводу этой веры Предмета? Я не против глубоких чувств. Я против их отождествления с «яркими переживаниями». Я против навязывания невротической модели в качестве сколько-нибудь достойного пути христианина. Глубокое чувство тем и отличается от яркого переживания, что переживание пройдет - всплеск активности коры здорового мозга недолго длится, а вот истинная вера и истинное чувство по отношению к Богу куда глубже и долговечнее преходящей бури нейрогормона. Да и куда спокойнее.

христианство, фундаментализм, аскетика

Previous post Next post
Up