Притча о богаче и Лазаре

Sep 15, 2007 12:40


Выношу из коментов на коментарий ailoyros в теме sergeyhudiev и на постинг ailoyros Спасенный Лазарь В притче о богаче и Лазаре есть другая богословская проблема, и очень серьезная.

Лазарь спасен. Спасен ДО крестной жертвы, и мы ничего не слышим о его вере или его добродетелях - только о его страданиях. По сути, он спасен ради них.
Думается, что несколько не так: Лазарь все-таки - член Народа Божия, сын Авраамов (потому-то и сказано про него, что он пребывает на лоне Авраамовом - т.е. фактически просто говорится, что он из него вышел, ч.и.т.д.) и наследник его обетований. IMHO он именно как таковой и спасен (помнишь раввинистическе изречение о том, что "весь Израиль имеет удел в Мире Грядущем", кроме нечестивцев?).

Короче говоря, Лазарь спасен "by default", "по умолчанию". Это скорее уж богач оказался за свое немилосердие (т.е. крайнее нечестие) "истреблен из народа своего" (лишен статуса "сына Авраамова") и потому удела в Мире Грядущем не имеет. Таким образом, страдания Лазаря имеют куда больше отношения не к его личному спасению, а к погибели богача, который мог бы явить милость к несчастному Лазарю (и что важно - согласно Торе просто обязан был это сделать!), но не сделал этого. Так как он пренебрег братом, это поставило его вне Израиля...

В общем, это притча куда больше говорит не о Лазаре, а о богаче, и суть ее не в том, что "страдай и Бог тебя спасет", а в том, что если пренебрежешь братом своим, то погибнешь (из этого видно, кстати, что если стяжать-то своими делами спасение проблематично, то вот погибель по делам своим получить - это запросто). В общем, главный урок этой притчи - это как не надо себя вести...

Последнее: читая "Израиль" (=Народ Божий), нам надо понимать "Церковь".

Я думаю, что тут одно из двух, а то и "оба два :) сразу":

1. Речь идет о противопоставлении тех, кто наследует обетования Авраамовы и тех, кто утерял это наследие (пребывание на лоне Авраамовом = принадлежность к семени Авраамову = обетование наследия). Не столь важно, вступил ли уже Лазарь в наследие или ему это только предстоит после Крестной Жертвы и сошествия Христа во ад - важно, что богач уже лишен наследства.

2. Бог, как известно, пребывает вне времени, в Вечности. В вечности же с Ним пребывают и спасенные святые, пребывающие "на лоне Авраамовом", причтенные к его семени. И диалог свой с богачем Лазарь и Авраам ведут "из вечности" (что коственно подтверждается словами о том, что между нами и вами утверждена великая пропасть), т.е. для них спасительная Жертва Христова уже совершена.

Худиев, сотериология, богословие

Previous post Next post
Up