Чтения на праздник Благовещения по доиконоборческому иерусалимсому канонарю

Mar 27, 2007 12:24


В продолжении темы Благовещение Пресвятой Богородицы и жертвоприношение Авраама.

Посмотрел я в Иерусалимский Канонарь VII века в переводе протоиерея К.С.Кекелидзе и вот какие чтения обнаружил там на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы:

1) Притч.11:30-31,12:1-4Плод праведника - древо жизни, и мудрый привлекает души. Так праведнику воздается на земле, тем паче нечестивому и грешнику. Кто любит наставление, тот любит знание; а кто ненавидит обличение, тот невежда. Добрый приобретает благоволение от Господа; а человека коварного Он осудит. Не утвердит себя человек беззаконием; корень же праведников неподвижен. Добродетельная жена - венец для мужа своего;

2) Зах.2:10-13 Ликуй и веселись, дщерь Сиона! Ибо вот, Я приду и поселюсь посреди тебя, говорит Господь. И прибегнут к Господу многие народы в тот день, и будут Моим народом; и Я поселюсь посреди тебя, и узнаешь, что Господь Саваоф послал Меня к тебе. Тогда Господь возьмет во владение Иуду, Свой удел на святой земле, и снова изберет Иерусалим. Да молчит всякая плоть пред лицем Господа! Ибо Он поднимается от святаго жилища Своего

3) Мал.3:1-2 Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф. И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится?

4) Ис.52:7-10 Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость, проповедующего спасение, говорящего Сиону: "воцарился Бог твой!" Голос сторожей твоих - они возвысили голос, и все вместе ликуют, ибо своими глазами видят, что Господь возвращается в Сион. Торжествуйте, пойте вместе, развалины Иерусалима, ибо утешил Господь народ Свой, искупил Иерусалим. Обнажил Господь святую мышцу Свою пред глазами всех народов; и все концы земли увидят спасение Бога нашего.

5) Флп.4:4-9 Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь. Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко. Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе. Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте. Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, - и Бог мира будет с вами.

(Евангелие практически то же, что и у нас).

В общем, интересный подбор, хотя м.б. для нас и несколько непривычный (мы-то привыкили к Неопалимой Купине, Лествице Иаковлей и Двере Иезекиилевой как к чтениям на Благовещение или вообще на праздники Божией Матери), но в общем и в этом что-то есть: и про жену добродетельную, которая есть венец мужа (о добродетелях Богородицы), и слова Я приду и поселюсь посреди тебя, говорит Господь безусловно имеют самое прямое отношение к Боговоплощению, и Вот, Я посылаю Ангела Моего, хотя впрямую относится обычно к Иоанну Предтече, но и к Архангелу Гавриилу может быть отнесены, если вдуматься, тоже. И слова Исаии Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость, разумеется, вполне относятся к Благовещению ("Радуйся, благодатная") и раскрывают глубинный смысл пришествия Христова как воцарения Господа и возвращения Его в Сион. Ну и, наконец, как их прямое продолжение этих слов пророка звучат Радуйтесь... Господь близко... и Бог мира будет с вами апостольского чтения, предвозвещая архангельское приветствие в Евангельском чтении.

В общем, подтверждается моя идея о том, что подбор праздничных чтений может быть очень и очень различен, раскрывая различные грани смысла праздника. Насколько все-таки глубоко и неисчерпаемо Священное Писание!

Священное Писание, богослужение, доиконоборческий Иерусалимский устав, Священное Писание в богослужении, литургика

Previous post Next post
Up