или почему то, как сделали греки-новостильники (реформированный календарь + нереформированная пасхалия) - гибрид ужа и ежа.
В преддверии Благовещения читал
статью об этом празднике в Православной Энциклопедии. И вот что там написано о дате праздника.(
... )
Reply
Благодарю за уточнение! Но я не говорил, что Благовещение в адвент есть только в мосарабской традиции. Просто про неё я знал, а вот что так ещё и в амвросианском и западносирийском обряде - не знал. Реликты иного календарного мышления? Мне представляется более вероятным, что всё-таки перенос, чтобы не праздновать в Святую Четыредесятницу, подобно приведённому мной примеру со Златоустом. Реликтом было бы празднование Пасхи в 25 марта или в ближайшее воскресение после него, например. Впрочем, не знаю ( ... )
Reply
Вовсе нет. В своей работе о мосарабском обряде А. А. Ткаченко пишет следующее: "После X Толедского Собора (656) в период Адвента появился еще один важный рубеж - праздник Пресв. Девы Марии, к-рый был перенесен с 25 марта на 18 дек. (поскольку было запрещено совершать любые праздники в период Великого поста; 18 дек. было выбрано, видимо, по той причине, что это был день начала древнего поста перед Богоявлением)" (ПЭ, т. 27, стр. 594).
Так что и у испанцев исконной датой было 25 марта, но в процессе унификации испанской богослужебной традиции было принято решение вынести праздник вообще за рамки великопостного времени.
Reply
Reply
Амвросианская традиция в данном случае первична по отношению к мосарабской -- перенос Благовещения с великопостного времени на Адвент испанские унификаторы богослужения позаимствовали именно из североиталийской традиции -- либо из амвросианского, либо из аквилейского обряда.
а у ассирийцев с халдеями?Вот ассирийский календарь -- единственное, что можно (хотя и с натяжкой) отнести к другой календарной логике, но не потому, что у них не рассматривалась связка Благовещение - Пасха, а потому, что все новозаветные события до Рождества рассматривались как предпразднство Рождества -- отсюда посвящения воскресений адвента (1-е воскресенье -- явление Гавриила Захарии, 2-е -- явление Гавриила Марии, 3-е -- встреча Марии и Елизаветы, 4-е -- откровение во сне Иосифу). Так что в ассирийском календаре "играет" другой символизм: Благовещение рассматривается в ряду откровений праведникам (три явления ангелов и пророчество Елизаветы для Марии). Важно не то, что Благовещение -- начало Воплощения, а то, что Ангел принёс весть в том числе ( ... )
Reply
Собственно можно было бы на этом дискуссию прекратить, если бы не одно "НО". Благовещение, вечно попадающее на значимые дни Поста, это категорически неудобно. Вот в этом году оно попало на среду Крестопоклонной, в которую полагается очень интересная служба с прекрасными стихирами и канонами. Я сознательно не стал влезать в "бгслужебные указания", а просто прочел и спел вечерню и утреню среды, а на Благовещение забил целиком и полностью. Да, наверно, на небесах ангелы заскрежетали бесплотными зубами от негодования, но мне так было комфортнее и приятнее.
Reply
Не надо путать празднование Благовещения и его дату. Дата - действительно за 9 месяцев до Рождества (что беременность 9 месяцев - это было общеизвестно, мерили, как и сейчас сроки в женской консультации считают, от последних месячных, и знал про это последний ребёнок, в т.ч. и девственники), а вот праздновать с соответствующей службой можно действительно в разное время. Варианты известны: день в день, перенос на субботу или воскресенье (намёком на что является суббота Акафиста), перенести в рождественский цикл.
Какой вариант лучше... Право, и не знаю. В Великий Пост, конечно, есть неудобства, но они решаемые. Вариант современного Устава - Литургия на вечерне - вполне нормален (и уж точно был нормален, когда постились до вечера). Опять-таки рыбка на трапезе :) И соответствует символике соотношения дат Благовещения и Пасхи: в это время оно и должно быть. Но можно и переносить - на субботу, воскресенье или вообще в рождественский цикл. А что касается службы Кресту, то всё украдено до нас :) Устав эту проблему решает: триодная служба ( ... )
Reply
На самом-то деле спорили-то мы с Вами 3 года назад не о том: речь идёт не о соотношении дат праздника Благовещения и Пасхи, а о соотношении дат самого события Благовещения (Безсеменного Зачатия Христа Девой Марией) и Пасхи. В этом есть определённая символика, через которую определяется, в частности, дата праздника Рождества Христова. Можно с ней соглашаться или нет, но исторически именно она повлияла на установление даты этого праздника на 25 декабря (там, правда, есть ещё символика - рождение Солнце Правды, поэтому праздник вскоре после зимнего солнцестояния).
А когда литургически праздновать Благовещение - это уже совсем другой вопрос, на которые действительно разные традиции могли отвечать по-разному: можно в тот же день, можно переносить на субботу (следом чего в византийской традиции является Суббота Акафиста) или воскресенье, а можно и вообще перенести в рождественский цикл, как в мосарабском обряде.
Reply
Leave a comment